Найти в Дзене
Антропология

Племя Маори.часть 2

История Маори. Согласно договору Вайтанги, подписанным в 1840 году 500 вождями коренных народов, маори предоставили суверенитет Британии в обмен на признание и защиту. Последовало скорое окультуривание. С 1860 по 1865 год маори боролись с правительством Новой Зеландии по вопросам земельных прав и суверенитета. Британия в конечном итоге конфисковала 3 миллиона акров земли маори. Межплеменные войны стали еще губительнее из-за приобретенных маори мушкетов, к 1896 году число этого племени сократилось до 42 000 человек. К 1900 году количество жителей увеличилось, поскольку маори стали вести активную роль в обществе, получая постоянные места в национальном законодательном органе. Большинство дискриминационных законов отменили. Была проведена реформа политики в области здравоохранения, жилья и образования. Художественные промыслы возродились к 1940 году. С 1960-х годов маори мужественно борются за сохранение своей самобытной культуры и исключительность в качестве городских жител
Оглавление

История Маори.

Согласно договору Вайтанги, подписанным в 1840 году 500 вождями коренных народов, маори предоставили суверенитет Британии в обмен на признание и защиту. Последовало скорое окультуривание.

С 1860 по 1865 год маори боролись с правительством Новой Зеландии по вопросам земельных прав и суверенитета.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Британия в конечном итоге конфисковала 3 миллиона акров земли маори. Межплеменные войны стали еще губительнее из-за приобретенных маори мушкетов, к 1896 году число этого племени сократилось до 42 000 человек.

К 1900 году количество жителей увеличилось, поскольку маори стали вести активную роль в обществе, получая постоянные места в национальном законодательном органе.

Большинство дискриминационных законов отменили.

Была проведена реформа политики в области здравоохранения, жилья и образования. Художественные промыслы возродились к 1940 году.

С 1960-х годов маори мужественно борются за сохранение своей самобытной культуры и исключительность в качестве городских жителей.

А в 1995 году королева принесла извинения за неправомерную, несправедливую конфискацию их земель и произвела возмещение ущерба.

Юридически признанные в качестве меньшинства, маори пользуются особыми юридическими, экономическими соображениями.

Семья и быт.

Традиционно нуклеарная семья (ванау)родовой группы обладает правами на ресурсы и землю, которые разрешено передавать детям ее членов.

Не родственникам пришлось просить разрешения у целой группы спуска. Завоевание было законным способом получения доступа к продовольствию или земле, равным праву предков или предшествующим открытиям.

Хотя потери людей от примитивного оружия, были незначительны в сражениях, но постоянная угроза нападения делала важным владеть землей сообща.

Местные пограничные споры продолжались с середины 16 века.

Сражения, чтобы отомстить за оскорбления или получить возмездие, стали лучшим способом для племени продвигать Ману.

Война имела свои собственные виды поклонения, жертвоприношения, ритуала, танца и искусства.

Проигравшие не редко становились рабами или пищей; приготовление еды-поедание врага доставляло им величайшую гордость.

Родные, двоюродные братья по материнской и отцовской линии-все они назывались братьями.

А сестры и двоюродные назывались сестрами. Дети были желанными, усыновление было частым.

Дети воспитывались у родственников, у бабушек и дедушек, с песнями, рассказами, соревновательными играми, имитирующими взрослую жизнь.

У ребенка маори было столько же матерей, сколько у биологических родителей-сестер.

Большая семья, основная социальная единица, состояла из старейшины, его жены, незамужних детей, женатых сыновей и их семей.

Развод стал обыденным делом и требовал простого соглашения между двумя партнерами, чтобы расторгнуть брак.

Контроль над рождаемостью вели посредством абортов, послеродового полового воздержания.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Крупнейшими родственными группами были 50 независимых политических племен (Иви), занимавших определенные территории. Иви, чьи предки прибыли в том же каноэ, чувствовали себя обязанными помогать друг другу.

Брачные партнеры, выбирались старшими членами ванау, позволив установить новые отношения с другими родственными кланами приведя новых членов под племен (Хапу) в каждом Иви.

Аристократы, такие как вожди, традиционно обручали своих детей еще в младенчестве. Аристократки приносили в дар земли и рабов.

Браки были моногамными, но вожди брали по нескольку жен.

Женитьба обычно заключались между членами одного племени, часто между участниками одного и того же Хапу, но никогда между кузенами.

Простолюдины же обменивались подарками, когда выходили замуж.

Ранг определяется индивидуальными групповыми тапу и маной.

Представители Иви и Хапу, которые в двустороннем порядке произошли от предка-основателя, владели дискретной территорией, но хапу определял землепользование.

Двустороннее происхождение отдельных лиц позволило им присоединяться не к одному Хапу, если они того пожелают.

Домашнее хозяйство, официально связанное с Хапу посредством генеалогической связи и участия в быту группы.

Члены общины покидали разросшееся Хапу начиная новое во главе с сыновьями или братьями своего лидера.

В культуре, где истинные деньги не существовали, а товары, услуги компенсировались через дарение подарков, человек высокого статуса, который обеспечивал пищу, сувениры во время пира (хаккари), значительно увеличил бы свою Ману, даже если у него и его семьи немного имущества, оставленного им после этого.

Ремесленники происходили в основном из традиционных слоев общества; каждый отдавал дань уважения Богу своей профессии и посвящался в свое ремесло через ряд ритуалов.

Художники по татуировке, конструкторы плотов, каноэ, строители домов и резчики-все они квалифицировались как тохунга, название, которое передавало качества святости, связанные со священником.- Рангатира, или вожди Хапу, часто обучались жрецами.

Они подчинялись Арики, то есть старейшинам самых старших Хапу или Верховным вождям Иви.

Простолюдины (тутуа) были ниже священников.

Тохунга общался с пантеоном богов повторяя обряды, связанные с подношением.

Они поддерживали историю, генеалогию, рассказы и песни, запоминая из-за отсутствия письменного языка.

Таким образом, тохунга определил родовые, семейные связи и место каждого человека в племени.

Памятником прародителям служил дом собраний предков, центр общественной жизни.

Марай это открытое место сбора священной земли перед ним

Традиции.

Когда кто-то погибал, тело лежало на мараях на протяжении нескольких дней.

Прощальные фразы, полны мифологических аллюзий, фигур речи, их можно услышать вместе с пронзительным плачем женщин.

Затем тело заворачивали в циновки помещая в пещеру или на дерево.

Тело убирали 1 или 2 года спустя, чтобы очистить кости, окрасить и перенести между деревнями во второй раз для траура перед окончательным захоронением в священном пристанище.

Посетители Мараев приносили с собой воспоминания о своих усопших.

Эти индейцы рассматривали себя не как отдельных личностей, а как часть коллективного знания, опыта предков.

Гостей ждал сложный ритуал на языке маори. Женщины выкрикивали приветствия, которые включали в себя церемониальный вызов.

После того, как посетитель ответил, были произнесены приветственные речи, сопровождаемые песней.

Когда предки прославились, родословные установились, тапу посетителей приняли. Хозяева и гости смогли обменяться рукопожатиями и нажимом носов.

Перед уходом они выступили с прощальными речами в форме благодарности и молитвы.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Все дела, не завершенные на мараях до наступления темноты, продолжались внутри молитвенного дома, строения, увековечивающего память об известном предке.

Риджпол внутри символизировал его позвоночник, а стропила-ребра.

Резные столбы на стенах изображали богов, легендарных личностей, культурных героев и других знаменитых предков.

Многие новые Мара сегодня приглашают рожденных в городах детей изучать язык и культуру маори и проверять свои идеи на мудрость старших.

Добровольные ассоциации и благотворительные общества разрешают городским жителям маори сохранять свою особую культуру и самобытность, отстаивая свои права.