История Маори.
Согласно договору Вайтанги, подписанным в 1840 году 500 вождями коренных народов, маори предоставили суверенитет Британии в обмен на признание и защиту. Последовало скорое окультуривание.
С 1860 по 1865 год маори боролись с правительством Новой Зеландии по вопросам земельных прав и суверенитета.
Британия в конечном итоге конфисковала 3 миллиона акров земли маори. Межплеменные войны стали еще губительнее из-за приобретенных маори мушкетов, к 1896 году число этого племени сократилось до 42 000 человек.
К 1900 году количество жителей увеличилось, поскольку маори стали вести активную роль в обществе, получая постоянные места в национальном законодательном органе.
Большинство дискриминационных законов отменили.
Была проведена реформа политики в области здравоохранения, жилья и образования. Художественные промыслы возродились к 1940 году.
С 1960-х годов маори мужественно борются за сохранение своей самобытной культуры и исключительность в качестве городских жителей.
А в 1995 году королева принесла извинения за неправомерную, несправедливую конфискацию их земель и произвела возмещение ущерба.
Юридически признанные в качестве меньшинства, маори пользуются особыми юридическими, экономическими соображениями.
Семья и быт.
Традиционно нуклеарная семья (ванау)родовой группы обладает правами на ресурсы и землю, которые разрешено передавать детям ее членов.
Не родственникам пришлось просить разрешения у целой группы спуска. Завоевание было законным способом получения доступа к продовольствию или земле, равным праву предков или предшествующим открытиям.
Хотя потери людей от примитивного оружия, были незначительны в сражениях, но постоянная угроза нападения делала важным владеть землей сообща.
Местные пограничные споры продолжались с середины 16 века.
Сражения, чтобы отомстить за оскорбления или получить возмездие, стали лучшим способом для племени продвигать Ману.
Война имела свои собственные виды поклонения, жертвоприношения, ритуала, танца и искусства.
Проигравшие не редко становились рабами или пищей; приготовление еды-поедание врага доставляло им величайшую гордость.
Родные, двоюродные братья по материнской и отцовской линии-все они назывались братьями.
А сестры и двоюродные назывались сестрами. Дети были желанными, усыновление было частым.
Дети воспитывались у родственников, у бабушек и дедушек, с песнями, рассказами, соревновательными играми, имитирующими взрослую жизнь.
У ребенка маори было столько же матерей, сколько у биологических родителей-сестер.
Большая семья, основная социальная единица, состояла из старейшины, его жены, незамужних детей, женатых сыновей и их семей.
Развод стал обыденным делом и требовал простого соглашения между двумя партнерами, чтобы расторгнуть брак.
Контроль над рождаемостью вели посредством абортов, послеродового полового воздержания.
Крупнейшими родственными группами были 50 независимых политических племен (Иви), занимавших определенные территории. Иви, чьи предки прибыли в том же каноэ, чувствовали себя обязанными помогать друг другу.
Брачные партнеры, выбирались старшими членами ванау, позволив установить новые отношения с другими родственными кланами приведя новых членов под племен (Хапу) в каждом Иви.
Аристократы, такие как вожди, традиционно обручали своих детей еще в младенчестве. Аристократки приносили в дар земли и рабов.
Браки были моногамными, но вожди брали по нескольку жен.
Женитьба обычно заключались между членами одного племени, часто между участниками одного и того же Хапу, но никогда между кузенами.
Простолюдины же обменивались подарками, когда выходили замуж.
Ранг определяется индивидуальными групповыми тапу и маной.
Представители Иви и Хапу, которые в двустороннем порядке произошли от предка-основателя, владели дискретной территорией, но хапу определял землепользование.
Двустороннее происхождение отдельных лиц позволило им присоединяться не к одному Хапу, если они того пожелают.
Домашнее хозяйство, официально связанное с Хапу посредством генеалогической связи и участия в быту группы.
Члены общины покидали разросшееся Хапу начиная новое во главе с сыновьями или братьями своего лидера.
В культуре, где истинные деньги не существовали, а товары, услуги компенсировались через дарение подарков, человек высокого статуса, который обеспечивал пищу, сувениры во время пира (хаккари), значительно увеличил бы свою Ману, даже если у него и его семьи немного имущества, оставленного им после этого.
Ремесленники происходили в основном из традиционных слоев общества; каждый отдавал дань уважения Богу своей профессии и посвящался в свое ремесло через ряд ритуалов.
Художники по татуировке, конструкторы плотов, каноэ, строители домов и резчики-все они квалифицировались как тохунга, название, которое передавало качества святости, связанные со священником.- Рангатира, или вожди Хапу, часто обучались жрецами.
Они подчинялись Арики, то есть старейшинам самых старших Хапу или Верховным вождям Иви.
Простолюдины (тутуа) были ниже священников.
Тохунга общался с пантеоном богов повторяя обряды, связанные с подношением.
Они поддерживали историю, генеалогию, рассказы и песни, запоминая из-за отсутствия письменного языка.
Таким образом, тохунга определил родовые, семейные связи и место каждого человека в племени.
Памятником прародителям служил дом собраний предков, центр общественной жизни.
Марай это открытое место сбора священной земли перед ним
Традиции.
Когда кто-то погибал, тело лежало на мараях на протяжении нескольких дней.
Прощальные фразы, полны мифологических аллюзий, фигур речи, их можно услышать вместе с пронзительным плачем женщин.
Затем тело заворачивали в циновки помещая в пещеру или на дерево.
Тело убирали 1 или 2 года спустя, чтобы очистить кости, окрасить и перенести между деревнями во второй раз для траура перед окончательным захоронением в священном пристанище.
Посетители Мараев приносили с собой воспоминания о своих усопших.
Эти индейцы рассматривали себя не как отдельных личностей, а как часть коллективного знания, опыта предков.
Гостей ждал сложный ритуал на языке маори. Женщины выкрикивали приветствия, которые включали в себя церемониальный вызов.
После того, как посетитель ответил, были произнесены приветственные речи, сопровождаемые песней.
Когда предки прославились, родословные установились, тапу посетителей приняли. Хозяева и гости смогли обменяться рукопожатиями и нажимом носов.
Перед уходом они выступили с прощальными речами в форме благодарности и молитвы.
Все дела, не завершенные на мараях до наступления темноты, продолжались внутри молитвенного дома, строения, увековечивающего память об известном предке.
Риджпол внутри символизировал его позвоночник, а стропила-ребра.
Резные столбы на стенах изображали богов, легендарных личностей, культурных героев и других знаменитых предков.
Многие новые Мара сегодня приглашают рожденных в городах детей изучать язык и культуру маори и проверять свои идеи на мудрость старших.
Добровольные ассоциации и благотворительные общества разрешают городским жителям маори сохранять свою особую культуру и самобытность, отстаивая свои права.