Найти тему
Людмила Агаркова

Три кита, на которых стоит выбор профессии.

Выбор дороги в жизни - сложнейший вопрос для каждого человека, потому что он выбирает будущее не только свое, но и своих родных. Необходимо, чтобы будущая профессия приносила как удовольствие, так и финансовое благополучие и пользу окружающим. Но выбрать профессию нужно подростку, у которого мало жизненного опыта. Школьник почти не знаком с миром профессий и еще ни разу в жизни не работал, поэтому для него выбор профессии оказывается вдвойне трудным. Когда он выбирает род деятельности, пытается предсказать будущее, не обладая опытом. Что в этом случае делать? Копить опыт и пользоваться всеми доступными средствами для получения информации. Чем больше усилий приложить к поиску профессии, тем больше будет отдача.

Необходимо подойти к выбору профессии как к проектной деятельности. Что такое проект, знают теперь и школьник, и взрослый. Это законченная исследовательская работа. Изыскатель ставит проблему, собирает и анализирует данные, проводит эксперименты и делает выводы. Поставьте себе задачу – найти свое место на рынке труда. И начинайте свое изучение. В первую очередь подумайте, чем вы можете быть полезны миру. В чём вы хороши? Что вы сами хотите делать? И почему за это вам должны платить деньги?

Проект по выбору будущей профессии можно построить на «трёх китах»:

① узнаю;

② выбираю;

③ пробую.

На первом этапе нужно разобраться в своих способностях и стремлениях, а также, какие профессии востребованы в регионе. Для понимания себя подойдут различные психологические и профориентационные тесты, мнение близких, преподавателей, карьерных экспертов. Посещайте профессиональные выставки. Их немало проходит по стране. Например, ИННОПРОМ (Екатеринбург), Технофорум (Москва), Балтийский транспортный форум (Калининград), Сибирский образовательный форум (Красноярск), ИнноСтрой (Челябинск) и т.д. Не делайте какой-либо источник информации основным, не ставьте приоритетов. Собирайте информацию в комплексе: что нравится и не нравится делать, любите ли общаться с людьми, к каким дисциплинам есть способности.

На втором этапе вы начинаете разбираться в мире профессий и своих образовательных возможностях. Читайте интернет-ресурсы, ходите на образовательные выставки и дни открытых дверей, читайте книги и смотрите фильмы о профессионалах. Записывайте свои впечатления и мысли. В результате второго этапа у вас соберется список интересных вам профессий, подумайте и запишите, что именно вас в них привлекло.

А на третьем этапе ваша задача – попробовать понравившиеся профессии. Конечно, это нелегко сделать в 15-17 лет. Но у вас в руках остается несколько доступных инструментов: кружки и образовательные курсы (в том числе онлайн), стажировки для школьников, школьные экскурсии в учреждения и на предприятия, профориентационный лагерь. Определившись с профессией, нужно выбрать учебное заведение, где подросток будет её получать. Но, как и в выборе профессии, не придумано волшебного принципа, по которому можно выбрать самое лучшее образование. Ошибившись с выбором учебного заведения, есть риск потерять несколько лет на переучивание или всю жизнь тяготиться нелюбимой работой. Выбор будущего образования – дело не одного дня. Однако получить диплом с одной и той же специальностью можно в нескольких образовательных учреждениях с совершенно разным качеством обучения. Поэтому знакомиться с ними лучше начинать заранее. Что нужно учитывать в первую очередь? Каковы правила поступления и обучения? Какие дополнительные возможности есть в том или ином учебном заведении? Ответы на эти и другие важные вопросы желательно найти уже перед тем, как вы решите для себя главный – в каком образовательном учреждении учиться?

Помните, что не бывает универсальных решений. Каждый человек находит дорогу к профессии самостоятельно. В выборе он учитывает тысячи существенных и несущественных факторов. Поэтому исследуйте свои возможности и обстановку на рынке труда. И все усилия обязательно оправдаются.