А.А. Никитин:
«Я испытывал огромное волнение. Конечно, приятно, что почти весь коллектив оказал мне доверие.
Но я хорошо представлял и тот груз ответственности, что ложился на мои 43-летние плечи.
Тем не менее это был вполне осознанный шаг. Я уже знал, что надо делать, что нужно менять.
Ведь будучи замом имел к управлению заводом самое непосредственное отношение, много работал в Москве с начальством в министерстве, видел и анализировал общую ситуацию в стране, понимал, что мы идем не туда, топчемся, упуская драгоценное время, загоняя болезнь внутрь.
Поэтому на первых порах потребовались кардинальные меры, хирургическое вмешательство. Было видение сверхсрочных задач. А вот о дальнейшей перспективе говорить было сложно...»
Что же требовало немедленных безотлагательных действий? По мнению Никитина - изменить отношение к делу, перестроить психологию людей на рыночные мотивы.
Сильно мешала громоздкая, затратная, совершенно неэффективная структура производства, которая явно не соответствовала штатам, в том числе управленческим.
В каждом цехе - начальник, при нем аппарат. Сокращение начали с вспомогательных подразделений.
Затем объединили не загруженные цехи - два-три в один. Увеличили, естественно, нагрузку на работников заводоуправления.
Кто-то понимал, соглашался, кто-то уходил в город, на другие предприятия.
Тут ведь как: есть живой родничок – и оттуда постоянно бьет свежая вода, а есть болото, которое ничем не раскачаешь, поэтому в каждый коллектив предстояло влить свежую струю, новое дыхание, чтобы все находилось в движении... 1
При этом Никитин постарался успокоить людей: завод - не банкрот, не верьте слухам, дебиторское сальдо у нас положительное - то есть мы должны меньше, чем нам.
Затем решил часть кадровых вопросов:
В.Ф. Анисимов был назначен замом по производству, снабжению и транспорту,
В.Ф. Малкин - замом по экономике и маркетингу, за главным инженером сохранились чисто технические вопросы, на посты главбуха и начальника ПЭО пришли моголые, перспективные исполнители.
Кроме того, директор объявил об аттестации рукового звена - всех главных специалистов, начальников цехов и отделов.
И поставил перед коллективом конкретную задачу на 1994й год — довести выпуск товарной продукции до 42 миллиардов рублей.
А.А. Никитин:
«Но мы тогда получили двойной удар: обычно на завод шло бюджетное финансирование по оборонному заказу и геологоразведке.
Это наши ведущие направления, плюс, конечно, товары народного потребления. А тут денег - ноль.
Ладно, решили производить только то, что находит спрос, работали по заявкам.
Пришлось срочно укрепить Отдел маркетинга.
Руководители разъехались по всем нефтегазодобывающим организациям - искали покупателей, смотрели, в чем нуждается потребитель, и это удалось!
Завод быстро набрал ход, буквально через год мы остановили падение производства, затем стабилизировали его, а в последние три года имеем и необходимые объемы, и темпы, и двинулись вперед:
выпуск продукции в сопоставимых ценах в 1999-м году вырос в полтора, а в 2000-м — в два раза...»
Что и говорить, Никитин мыслит масштабно.
Десять лет упорной, тяжелейшей работы у него поместились в 20 книжных строк. А что за ними?
Изучая этот период заводской жизни, я невольно ловил себя на мысли, что директор очень часто, в разных аудиториях и ситуациях, выступал как бы в роли лектора общества «Знание».
Вот он внушает со страниц «Трудовой вахты»: СМЗ - фирма солидная.
И по техническим возможностям, и по потенциалу. Запомните это.
Вот выступает на балансовой комиссии: у нас одно дело и здесь особенно важны взаимопонимание, видение общей цели - от идея до конечного результата.
Предприятие - сложный организм, в нем все взаимосвязано, все имеет значение, мы ничего не добьемся, если каждый начнет тянуть под себя...
Вот общается с рабочими в цехе: давайте пока будем рассчитывать только на кусок хлеба, чтобы завтра заработать на масло...
А ларчик-то, оказывается, очень просто открывается!
А.А. Никитин:
«Не раз и не два мне становилось просто не по себе.
Говорю что-то замам, специалистам, втолковываю, ставлю задачу - не понимают, не доходит до них.
Кожей чувствую!
А тут как раз, в 96-м это было, попал в Москву, на двухнедельные курсы в Академию народного хозяйства, которой руководит хорошо известный экономист Абел Гизович Аганбегян.
Особенно мне понравились лекции двух профессоров - в области прикладной экономики, бухгалтерского учета и управления персоналом, кадрами.
Дельно, от жизни, от практики.
Я стал уламывать их приехать к нам в Серов, поучить уму-разуму механиков: нужда огромная, помогите! С трудом, но один из них, доктор технических наук профессор Хайниш, согласился.
Прибыл он не один — с группой ученых. И я вывез всех первых руководителей в наш профилакторий «Северные зори».
Цель учебы — совершенствование структуры управления предприятием, бизнес-планирование, маркетинг, умение продать свои товары и услуги на современном рынке.
Неделю, безвылазно, с восьми часов утра до ужина занимались мы на этом семинаре.
Теория тут же подкреплялась практикой, учились на заводских примерах, по разным направлениям делали проекты — обоснование, чертежи, графики, все, как полагается.
Потом — защита.
Любопытно, что чуть позже эти работы стали основой для дипломных проектов наших заводских студентов, так они здорово, качественно получились,польза от семинара оказалась огромной.
Мы стали во многом говорить на одном языке...»