Найти тему

КАПИТАН, КАПИТАН, УЛЫБНИТЕСЬ!

pixabay.com/ru/illustrations/назначение-совещание-конференция-1705092/
pixabay.com/ru/illustrations/назначение-совещание-конференция-1705092/

Крепко держа штурвал, через штормы и рифы российских реформ Александр Никитин вывел заводской корабль на безопасную воду.

Память - довольно капризная, разборчивая дама. Очень часто она затушевывает, стирает из ячеек нашего серого вещества, казалось бы, яркие, масштабные события, имена и фамилии хорошо знакомых людей и, наоборот, порой хранит в каком-то тихом уголке детали, факты, которые назойливо, как часы, тикают в голове каждый день...

Это я к тому, что, вероятно, даже многие заводские старожилы не припомнят теперь, как шел к своему предыдущему юбилею СМ3, что называется, через тернии к звездам.

До 60 лет - рукой подать, а в августе 92-го транспортники, коллективы цехов No 1, 2, 3 и 4, возмущенные производственной неразберихой, объявили о недоверии директору и главному инженеру.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Праздник со слезами на глазах...

Конфликт, конечно, был улажен. Но тот первый тревожный звоночек, похоже, заводское начальство должным образом не оценило, спустило на тормозах. И зря.

Ровно через год ситуация повторилась со стопроцентной точностью. Правда, на сей раз флаг с лозунгом «Мы ждем перемен!» был выброшен уже из окон заводоуправления.

Инициативу главных специалистов, ИТР о недоверии директору Е.Д. Безгину живо подхватили работники нескольких цехов.

Это случилось 28 июля. А уже 12 августа в присутствии заместителя начальника Главного управления по боеприпасам и спецхимии Российского комитета оборонной промышленности В.Н. Громова конференция закрепила твердую волю механиков - директор написал заявление об отставке.

Работа администрации и профсоюзного комитета завода по выполнению мероприятий коллективного договора была признана неудовлетворительной. В.И.Громов, пытаясь сласти ситуацию, заявил, что «коней на переправе не меняют» и что «надо посмотреть программу будущего руководителя: если она у него будет такой же - дайте денег, тогда нет смысла поднимать шум...»

Однако события приняли необратимый характер. 2 сентября представители всех цехов и служб собрались на совет, который вел и.о. председателя профкома А.Е. Благов, чтобы определить: кому же быть новым руководителем СМ3?

К рассмотрению было представлено 9 кандидатур: А.А. Никитин - заместитель директора по экономике, В.Ф. Анисимов - зам. главного инженера по производству, В.Ф. Малкин - начальник цеха No 9, В.И. Подгорный — зам. главного инженера по новой технике, И.И. Бобылев - начальник ОТК, Ю.Т. Петров - начальник цеха

No 4 и трое бывших заводчан - Г.И. Штин, В.В. Пфлуг, Ю.В. Логинов. «Бывших» с ходу отсеяли. Еще трое - Анисимов, Подгорный и Малкин попросили самоотвод, а из оставшихся вне конкуренции оказался Александр Александрович Никитин.

Выбор сделан. Но директоров оборонных предприятий назначает и утверждает Москва.

Хорошо, что в ту пору с мнением трудового коллектива еще считались, оно играло роль дополнительного фактора. Но в данном случае позиции «низов» и «верхов» совпали.

Так что вскоре руководитель кадровой службы Главного управления В.В.Подшивалов привез в Серов приказ No 280/K-P от 6.10.93 г. о назначении А.А.Никитина директором СМ3.

До этого за 62 года в заводском директорском кресле посидело 15 человек. Меняли их поразительно часто.

Только за годы Великой Отечественной войны за рулем СМЗ - побывало пять (!) руководителей. Дольше всех директорствовал легендарный и всеми уважаемый П.А. Парфенов - 23 года. Эпоха Е.Д. Безгина продолжалась 16 лет...

Кстати, Евгения Дмитриевича проводили вполне тепло и дружелюбно - вручили благодарность вышестоящего начальства, подарок, не пожалели добрых напутственных слов.

И то: страсти уже улеглись, горячие головы поостыли, а эмоции сменились рассудком. Е.Д. Безгин заложник советской системы, кастовости военно-промышленного комплекса.

Полагаю, он до последнего верил, что все происходящее - какой-то мираж, что СССР возродится, пусть и без КПСС, что «оборонка» будет вновь востребована, и Москва не бросит предприятие в беде. Надо лишь чуть-чуть потерпеть.

И это даже не его вина, а большая личная трагедия. Думаю, ни у кто не повернется язык сказать, будто Безгин сознательно вел предприятие к развалу, хотел его обанкротить и выгнать своих вчерашних коллег на улицу без куска хлеба. Чушь! Просто новое время нуждалось в новых героях...

СПРАВКА. НИКИТИН Александр Александрович. родился в 1950 году в г.Серове, Знак Зодиака — Тигр.

Закончил Краснотурьинский индустриальный техникум. Три года работал по в правлению электриком на заводе ЖБИ в г. Хабаровске. С 1972 года — на Серовском механическом заводе, начинал электрослесарем энергоцеха - Затем учеба на очном отделении УПИ, специальность: автоматизированные системы управления.

После защиты диплома с 1975 года — инженер электрик цеха No 8. Затем инженер, старший инженер КИПиА в отделе технического контроля, начальник БТК цеха No 3.

С 1982 года — зам. начальника ОТК. С 1984 года — зам. Начальника отдела организации труда и заработной платы, руководитель. С ноября 1988 года — главный экономист завода (успел к этому времени закончить Свердловский институт народного хозяйства).

С октября 1990 года — заместитель директора завода по экономике и внешнеэкономическим ре связям. 3- Забегая вперед, давайте послушаем, что говорит о Никитине народ. та «Доброжелательно и уважительно относится к людям. При этом требователен, очень трудоспособен, решителен. Умеет повести за собой».

«В любой обстановке сохраняет чувство юмора. Умеет внимательно выслушать, толково объяснить ситуацию, дать хороший совет, настроить на работу». 4. «У него крепкий характер. Дипломат. - Разбирается в кадрах. Всегда видит цель и перспективу».

«Энергичен, бодр и смел. Неординарно - подходит к решению проблем. Высокая не должность не установила дистанции для общения».

«Не любит необязательность вообще и людей - с таким характером в частности».

Сказано это в наши дни. Но и тогда, думаю, - подавляющее большинство заводчан думало примерно так же. Никитин ведь не с Луны свалился, -, всегда рядом был, на виду. Значит, механики в и нем не ошиблись, сделали правильную ставку, на выигрыш, а интересно, а о чем он думал в те тревожные - беспокойные дни?

продолжение тут