Найти тему
Игорь Орлов

Святитель Игнатий и композитор Глинка

Согласитесь, что чудесно Божье провидение, которое дарует встречу и общение двух великих и знаменитых людей, оказавших существенное влияние и на современников, и на потомков.

Таковым невероятным случаем в 19 веке можно назвать, кроме многих прочих, общение святителя Игнатия (в миру - Дмитрия Александровича) Брянчанинова

и великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

Композитор Михаил Иванович Глинка
Композитор Михаил Иванович Глинка

Два аристократа, два одаренных и знаменитых человека. Но единство и главная тема их общения, завораживающая обоих: Бог и человеческое творчество.

Глинка велик как композитор. Его сочинения оказали заметное влияние на других композиторов: П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина и других.

Глинка в музыке подобен Пушкину в поэзии - он новатор русского стиля в музыке.

Но Михаил Иванович Глинка не удовлетворен созданием только светских музыкальных творений. Композитор ищет большего, он хочет постичь Божественное, он хочет разгадать тайны русского церковного пения. Душа его тянется к Великому, к Источнику, к Творцу. В церковных песнопениях Михаил Глинка находит особую красоту, таинственность, глубину и гармонию.

И ему представляется такой случай. И он, открывая чудесный Божественный мир, создает дивное творение - "Херувимскую песнь" и ряд других.

Дворянин Дмитрий Александрович Брянчанинов, который закончил по настоянию отца Военное инженерное училище в чине поручика, вскоре оставляет службу. Он знакомится с монашествующими Александро-Невской лавры в Петербурге. Он знакомится с иеросхимонахом Львом (будущим оптинским старцем - Львом( Леонидом) Оптинским).

Св. преп. Лев (в схиме - Леонид) Оптинский
Св. преп. Лев (в схиме - Леонид) Оптинский

Дмитрий уходит послушником в монастырь под руководство старца Льва и получает в постриге новое имя - Игнатий. В скором времени, в ноябре 1833 года, по поручению императора Николая I,

Император Николай I
Император Николай I

ему доверяют в управление, находящуюся в упадке, Санкт Петербургскую Троице - Сергиеву пустынь.

Мужской монастырь Санкт Петербургской Свято-Троицкой пустыни
Мужской монастырь Санкт Петербургской Свято-Троицкой пустыни

Святитель Игнатий начинает возрождать обитель. Здесь был им образован (одним из первых дел) хор, а советником приглашен уже известный тогда композитор Михаил Иванович Глинка.

В этот период, в конце 30-х годов 19 века, и происходит эта дивная встреча и очень благотворное общение святителя Игнатия Брянчанинова и композитора Михаила Глинки. К слову сказать, Брянчанинов знал многих представителей творческой элиты своего времени: И.А. Крылова, А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, В.А. Жуковского и др. будучи уважаем и почитаем как духовный пастырь.

Михаил Глинка был так одухотворен и осчастливлен этим общением, что попросил даже святого пастыря Игнатия написать на память об их диалоге небольшую статью, с кратким изложением его.

Святитель Игнатий исполнил просьбу Глинки, написав и направив тому текст под названием "Христианский пастырь и христианский художник".

Тема их общения была многим шире музыки и художественного творчества. Она касалась проблематики Бога и человеческого творчества.

Глинка замечает пастырю Игнатию, что душа его всегда тянулась к высокому, неведомому, но не могла постичь, будто ускользало это высшее при приближении.

Святитель Игнатий отвечает, что познание Бога и наполнение Им идет не от возвышенной мечты человека, его исследований, поисков или подражательства, но глубже и существенней: от плача и покаяния.

Падшее человеческое существо не в силах обнять Господа, пока не исполнится слез покаяния, страха, удивления перед Наивысшим. И только через этот плач может раскрываться Господняя суть человеку. И этот плач, потом, в будущем веке рождает подлинную радость души.

Смотрите же, как завершается это общение, этот дивный смысловой диалог.

Композитор Михаил Глинка, представитель художественного творчества, говорит святителю:

-6
"Согрелось сердце мое, запылал в нем огонь - и песнопения мои отселе я посвящаю Богу. Пастырь! Благослови меня на новый путь (служения Богу творчеством своим - прим. автора).

Пастырь, святитель Игнатий, отвечает композитору:

-7
"Перестань скитаться как в дикой пустыне между зверей, в плотском состоянии, среди разнообразных страстей! Войди во Двор Христов вратами - покаянием и плачем. Это плач родит в свое время радость, хотя и на земле, но не земную. Духовная радость - признак торжества души над грехом. А пока пой плач твой, и да дарует тебе Господь воспеть и радость твою, а мне услышать песни твои, возрадоваться о них и о тебе, о них и о тебе возблагодарить, прославить Бога. Аминь!".

Не правда ли чудесно?

Музыкальным итогом явилась "Херувимская песнь", написанная композитором Глинкой в новом художественном ключе.

-8

Понравилось - ставьте лайк, подписывайтесь на канал.

С добром и уважением к Вам,

Игорь Орлов