Музей ВДНХ – неприметный серый павильон у центрального входа, справа. Экспозиция в небольших залах иллюстрирует историю рождения и жизни этой Главной выставки страны. И , как в той самой капле воды отразился океан, так и в этом масштабном проекте отразилась история всей страны.
В музее –фотографии под стеклом, копии газет, афиш: по годам отслеживается история. Экспонатов «живых» мало, все больше инсталляций и макетов.
Только консервы...
Всесоюзная сельскохозяйственная выставка задумывалась как вечный праздник, как обещание лучшей жизни, как доказательство правильности выбранного пути (это после разгрома российской деревни в годы коллективизации)! Тогда она была символом светлого будущего, городом воплотившейся мечты.
Да, что умели в советские времена идеологи , так это создавать среду и мифы. Не трудно представить себе потрясение простого сельского труженика, приехавшего из дальнего уголка России в Москву! На Всесоюзную выставку !
Как и у многих в бывшем Советском Союзе, впечатление о Главной выставке страны у меня сложилось после фильма Ивана Пырьева "Свинарка и пастух" (1941). Его часто показывали в былые времена.
Удивительно, что свой культовый фильм Пырьев снимал уже на закрытой выставке, главные сцены фильма сняты на площади Колхозов (позже Дружбы Народов), в павильоне «Свиноводство», в теплице павильона «Грузинская ССР» уже после начала Великой Отечественной войны.
Этот "город мечты" строили быстро, многие павильоны из дерева; в годы войны на территории расположились военная часть, оборонные предприятия, бараки для рабочих, под Главным павильоном было оборудовано бомбоубежище. От былой красоты мало что сохранилось, но уже в феврале 1947 года Пленум ЦК КПСС принял решение и о восстановлении Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Строительство новых павильонов, фонтанов развернулось с еще большим размахом. Это не картонные декорации, это самые настоящие дворцы! И ломились от яств бронзовые натюрморты, сияли самоцветы, плескались золотые стерляди, гоготали тучные гуси, и не удержать было русскому богатырю племенного быка…
Мифотворчество продолжалось и тогда, когда в 1958 года выставку назвали ВДНХ – выставка достижений народного хозяйства. И по-прежнему, для всех жителей огромной страны ВДНХ оставалась символом светлого будущего, которое почему-то так долго не становилось настоящим… И никогда не стало.
Все закончилось в одночасье: в 1988 году ВДНХ была переведена на хозрасчет, а затем и вовсе лишилась государственного финансирования, т.е. брошена на произвол судьбы. В 90-е годы ХХ века ВВЦ- Всероссийский выставочный центр (новое название выставки) стал зеркалом всей страны, превратился в огромную толкучку, окутанную шашлычным дымом. Павильоны - дворцы сдавались под склады и торговые ряды, варварски рушились, неоднократно горели. Казалось, катастрофа была неминуема.
Газета «Вечерний клуб», 1994 год
«Сохранились лишь шестнадцать ядреных дивчин разных национальностей фонтана «Дружба народов», которые, взявшись за руки и образовав кольцо, насмерть держат оборону уже непонятно чего.
Да бронзовый Владимир Ильич стоит у Центрального павильона, зажав в кулаке свернутую в трубочку газету «Правда», похожую на милицейскую дубинку: «Ужо я вам, мелкобуржуазные торгаши!» Этих самых «торгашей» впустили сюда в то время, когда Выставка в связи с прекращением госассигнований начала помирать. ВВЦ по-прежнему остается витриной нашей жизни. Только если раньше эта витрина по законам соцреализма заметно приукрашивала действительность, демонстрируя зачастую мифические достижения страны рабочих и колхозников, то теперь в зеркалах торговых павильонов ВВЦ отражается сегодняшний день — как он есть. Другая жизнь других людей». http://vdnh.ru/about/history/vse-na-prodazhu/
В глубине, в тупике анфилады - темная комната, поэтому фотографии получились неважно. Стены оклеены множеством объявлений о продаже, услугах, развлечениях. А в углу - огромная гипсовая голова.
На этой стене -напоминание о темных временах, и, чем дальше мы от 90-х годов ХХ века, чем больше открывается подробностей тех лет, тем яснее становится, что еще чуть-чуть и мы бы потеряли этот уникальный архитектурный и парковый ансамбль, как многое другое...
В дни празднования 80-летия ВДНХ здесь побывали без малого миллион человек со всех концов страны. Сейчас Выставка – место для любования, отдыха, прогулок, развлечения и образования. И гордости.