Русский мужик, как известно, может избу построить без единого гвоздя. И не то, что избу – хоромы княжеские. Из обычных и неинтересных брёвен, с помощью простого топора и такой-то матери.
А вот если русскому мужику дать гвозди, он не только избу, он вам что угодно соберёт. Хотите цитату?
«Фюзеляж веретенообразной формы получался путём «надевания» выклеенной скорлупы на ажурный каркас. Материал каркаса - сосна, ясень, берёзовая фанера «Прима» и стальные усиливающие подкосы.
Скорлупа выклеивалась из берёзового шпона при помощи казеинового клея на специальном формообразующем болване. Обшивка устанавливалась на каркас на казеиновом клее и оцинкованных гвоздях, все места соединений, окантовок и вырезов усиливались фанерными накладками. После сборки обшивка снаружи покрывалась нитроклеем, затем шпаклевалась, далее обклеивалась миткалевым полотном, ещё раз шпаклевалась и красилась».
Нет, речь идёт не о «русс фанер»/»швейной машинке» - многоцелевом и учебном самолёте У-2, переименованном в 1944 году, после смерти конструктора, Н.Н.Поликарпова, в По-2. Нет.
Это про истребитель И-16 конструкции того же великолепного Поликарпова.
«Ишачёк» советских пилотов, «moska-мушка» испанцев-республиканцев и «rata-крыса» испанцев-франкистов и им сочувствующих.
К деревянному корпусу самолёта, собранному на клее и гвоздях, можно ещё добавить, что обшивка отъёмных плоскостей крыла была даже не фанерной, а тканевой. (Слово «даже» - это для современного читателя, избалованного алюминиевыми сплавами. Тогда это была норма),
30 декабря 1933 года лётчик-испытатель авиазавода №39 Валерий Чкалов впервые поднял в воздух, как это теперь модно называть, «прототип» - самолёт ЦКБ-12, с двигателем М-22 (лицензионный британский двигатель «Бристоль Юпитер») и цилиндрическим капотом типа NACA.
(NACA – аббревиатура американского «Национального консультативного комитета по воздухоплаванию». Сейчас его больше знают под другой аббревиатурой, образованной от правопреемника, «Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства» - NASA).
По первым проектам, кроме капота типа NACA, в качестве обтекателя двигателя рассматривалось и кольцо Тауненда Не зря потом в Испании И-16 принимали, по началу, за американский истребитель «Боинг» P-26. Тот как раз был оборудован подобным обтекателем и по форме фюзеляжа напоминал модный тогда бочонок с пропеллером. Впрочем, как и И-16. (На серийных самолётах Поликарпова это самое «кольцо Тауненда» можно наблюдать на биплане И-15).
В первых числах января 1934 Чкалов вылетал на втором опытном экземпляре, ЦКБ-12бис, с американским двигателем «Райт Циклон» F-2.
Специфическая капотировка двигателя налицо. Двигатель М-22 ставился на первые серийные И-16 тип 4. «Тип» - это не тип самого И-16, это вообще тип самолёта, выпускавшийся Горьковским заводом №21, например, «тип 1» - самолёт И-5, «тип 2» - самолёт ХАИ-1, «тип 3» - самолёт И-14. А вообще, типов именно И-16 было много, почти полтора десятка, и нумерация шла не подряд. Если брать по основным отличиям, то на И-16 тип 5 поставили новый, вдвое более мощный двигатель М-25 (который был первоначально двигателем «Райт Циклон» F-3) и новую, «привычную» нам капотировку.
На И-16 тип 10 к имевшимся двум крыльевым, добавили два синхронных пулемёта, все – 7,62-мм ШКАСы. На И-16 тип 18 и И-16 тип 24 ставили более мощные двигатели М-62 и М-63 (являющиеся дальнейшим развитием М-25, и, соответственно, «Райт Циклон»).
Когда в девяностых, в Новосибирске, на деньги новозеландского авиаколлекционера Тима Уоллиса, восстанавливали/строили заново шесть И-16, на них поставили двигатели от «кукурузника» Ан-2 - АШ-62ИР. Которые до 1944, когда их переименовали в честь конструктора Аркадия Швецова, назывались... двигателями М-62ИР. Так, что до сих пор эксплуатирующиеся Ан-2 летают на почти тех же, пусть и модифицированных, моторах, что и И-16.
Буквы «CM» - «Casa Moska». Такие опознавательные знаки (личная эмблема - домино «6:6» и строевой номер CM-249) были изображены на самолёте Франсиско Таразоны Торана, мексиканца испанского происхождения, дослужившегося в республиканских ВВС до «аса» - 5 подтверждённых сбитых. Неофициально ещё больше, 8 сбитых лично и 7 в группе, ну да, испанцы-мексиканцы они такие, горячая кровь. Впрочем, все лётчики такие. Завышение личных счетов пилотов-истребителей в 2-4 раза - стандарт абсолютно для всех воюющих ВВС.
С этих первых полётов в конце тридцать третьего года началась история машины, успевшей повоевать в огромном количестве войн и конфликтов. В Испанской гражданской войне (пилотами были и «добровольцы», не только советские, даже парочка американцев затесалась, и испанцы-республиканцы, а трофейные И-16 до пятидесятых использовали франкисты). В Японо-Китайской войне (опять таки, пилотами «ишачков» были и наши «добровольцы» при Чан Кайши, и «местные» китайские лётчики). Пришлось и самим воевать с японцами, силами строевых полков на И-16 в «дружественной Монголии» на Халхин-Голе. (Почему потом Туву включили в состав СССР, а Монголию нет – загадка). Потом у «ишачков» была первая «настоящая» война - Советско-Финская (трофейные «ишачки» сами финны тоже использовали). И наконец, уже устаревший истребитель, конструкции начала тридцатых годов, воевал в Великую Отечественную.
По официальному преданию, это хвостовая часть бомбардировщика «Хейнкель» He.111 (а также приборы и пулемёт в витрине и колесо от одной из стоек шасси), который, в ночь на 7 августа 1941 года, при немецком налёте на Москву, таранным ударом своего И-16, сбил Виктор Талалихин. (Кстати, практически земляк, родом из Вольского района Саратовской области). На таран он пошёл то ли по израсходовании боеприпасов, то ли из-за отказа пулемётов. Его «ишачёк» упал в районе Домодедово, сам Талалихин спустился на парашюте.
Понятно, наиболее интенсивно И-16 применялся в начале войны и быстро сходил со сцены. Хотя, например, майор Д.А.Кудымов, впервые увидевший опытный И-16 курсантом Качинского училища в 1934 году, 23 февраля 1944 года сбил на И-16 немецкий истребитель «Фокке-Вульф» Fw.190, «на бумаге» абсолютно превосходящий «ишачёк» абсолютно по всем статьям. Впрочем, надо признать, что дело происходило на малых высотах и немец дал втянуть себя в маневренный бой, а «фокке-вульф» к таким условиям не был приспособлен. Немецкий самолёт упал на нашей территории, победа подтверждена наземными войсками. На киле у поверженного немца было 29 «абшуссбалкенов», отметок о сбитых. Так, что, в умелых руках даже устаревший истребитель показывал, на что способен.
Официально на западном направлении И-16 использовали вплоть до 1944 года, когда списали «по износу» 549 И-16 разных типов, а 538 более-менее годных изъяли из эксплуатации. На Дальнем Востоке, где войны не было, И-16 продержались аж до сорок пятого. Причём, иногда сталкиваясь в настоящем бою с «нейтральными» японцами и «сажая» на свои аэродромы залётных союзников-американцев. На 9 августа 1945 года, начало Советско-Японской войны, в составе ВВС Тихоокеанского флота всё ещё числилось 14 И-16. Вот только снова воевать с японцами им уже не пришлось, современной техники, переброшенной с западных фронтов, было в достатке.
Куда-то потеряли щитки на шасси и верхний фрагмент козырька кабины. Да и окраска интересная - чёрно-зелёный камуфляж начала войны, но с опознавательными знаками конца войны, плюс у нас на И-16 чаще звезду рисовали на фюзеляже, а номер - на киле.