Демократия, существующая в развитых странах, привела к определенному успеху в экономике, улучшила благосостояние населения. Развивающиеся страны, примеряя не себе эти стандарты, стараются войти в «золотой миллиард», используя положительные элементы глобализации.
Однако в последние годы наметилась негативная тенденция, которая привела к искажению и профанации основ демократического управления государством. Пугающим признаком стал низкий процент избирателей, участвующих в выборах. Основная масса населения давно потеряла интерес к тому, что происходит в их стране, так как не могут повлиять на ситуацию.
Причиной такого явления является то, что мнения и интересы большинства избирателей не учитываются и не анализируются. О них вспоминают только в период избирательных компаний, когда население массированно, с использованием современных средств коммуникаций, подвергается рекламными призывами голосовать за ту или иную партию, кандидата. При этом, обещающие золотые горы будущие правители, НИКОГДА не анализируют свои прошлые обещания, которые, как правило, в большинстве своем не выполняются.
На рекламные компании тратятся миллиарды долларов, поступающие от сомнительных спонсоров, которые таким способом решают проблемы бизнеса, имея своих ангажированных представителей в структурах власти. Когда на простого избирателя выливается поток рекламной информации, порой противоречивой, непонятной, он теряет чувство реального ощущения ситуации и просто не участвует в избирательной компании или голосует по понятиям, а не по принципам.
Все большее распространение получил прямой подкуп избирателей в виде дешевых подачек. Для этого используются массовые бесплатные концерты знаменитых звезд с явным рекламным уклоном, выдача продуктовых наборов по сниженным ценам, разовых доплат к пенсиям, реализация продуктов питания по сниженным ценам в специализированных магазинах.
В развивающихся странах все большее распространение получил подкуп депутатов, прошедших в парламенты по избирательным спискам. Такие «представители» народа могут свободно переходить из одной парламентской фракции в другую с противоположными предвыборными программами. При этом разрешения у избирателей никто не спрашивает. Налицо легализованная политическая «проституция».
Такое потребительское отношение к демократии, как одному из важнейших завоеваний современной цивилизации, может привести к диктатуре, автократии, монархии, от чего человечество с таким трудом, через потрясения и жертвы, избавилось. Чтобы избежать такого негативного сценария, можно внедрить несколько общих для всех стран стандартов проведения избирательных компаний.
1. Запретить финансировать избирательные компании за счет спонсоров, частных лиц, различных фондов с непрозрачной деятельностью, других государств.
2. Передать избирательным комиссиям эксклюзивное право, периодически проводить опросы населения для определения рейтинга политических партий, политиков, находящихся у власти. Результаты публиковать в средствах массовой информации.
3. В период проведения избирательных компаний, запретить кандидатам, политическим партиям осуществлять любую предвыборную рекламную компанию. Эту функцию передать избирательным комиссиям. Они должны иметь право публиковать результаты рейтингов, программы с которыми участники идут на выборы, информацию о том, как выполнялись предыдущие обещания, сведения о структуре партии, руководящих органах, биографии кандидатов.
4. Придать избирательным комиссиям реальную независимость и автономность в своей деятельности, исключающую влияние государственных структур, политических партий.
В таких условиях избиратель вернет свое доверие к основам демократического принципа управления государством, осознает свою причастность и ответственность за то, что происходит в стране.
Избиратель