Мне совершенно непонятно, почему второй фильм о Капитане Америка гораздо успешнее предыдущего. Как, впрочем, не слишком понятно и прохладное отношение зрителей к первому, особенно на Западе. Да, он был наивен и примитивен, и очень «комиксовый», притом что вовсе не строго следовал первоисточнику.
А второй? Да, его сделали реалистичнее, сильно прикрутив градус фантастики. Действие теперь происходит в современном Нью-Йорке. Вся фантдопущения в нем – достаточно близки к реальности: «запрограммированный» тайный агент, теория заговора, кибернетический протез и т. д. Ну разве что хеликарриеры Щ.И.Т.а выглядят ирреально. В остальном это почти какой-нибудь «Джейсон Борн». Фильмы про которого, я, впрочем, как раз считаю скучноватыми.
Как вышеупомянутый Борн, Стивен Роджерс, раскрыв заговор в американских спецслужбах, в одночасье попадает в опалу и становится объектом охоты этих самых спецслужб. Вдобавок за ним начинает гоняться Зимний Солдат – зловещий супер-киллер КГБ, теперь работающий на «Гидру».
Реалистичность сыграла с фильмом злую шутку – она лишила его красочности кинокомикса, некоей карнавальности, присущей этому жанру. Многие сравнивают этот фильм с «Темным рыцарем» Нолана, но именно за унылый реализм я нолановскую трилогию и недолюбливаю. Впрочем, «Темный рыцарь», пардон за дурной каламбур, выглядит все же светлым пятном в той скучной эпопее – за счет инфернального Джокера в исполнении Хита Леджера. Да и Кристиан Бейл, как ни крути, все же, наверное, один из лучших Бэтменов.
Но Нолан – все же это другой уровень, без пяти минут авторское кино. Как и «Хранители» Зака Снайдера, которым, при всем их цинизме и нуарности, яркая «комиксовая» картинка не помешала. А в «Другой войне» у меня осталось ощущение, что большей частью на заднем плане находились какие-то серые небоскребы. Апофеоз урбанистического уныния.
Первый фильм про Кэпа российским зрителям не понравился в том числе из-за того, что в нет ни слова о роли СССР в борьбе с нацизмом. Нашей армии там словно бы не существует. Учитывая международную ситуацию, конечно, трудно было бы ожидать от Голливуда чего-то другого. Так вот, в «Другой войне» русские упоминаются. К сожалению. И ладно бы все ограничилось тем, как злые КГБшники мочат доблестных американских оружейных магнатов – политика, чего еще ждать. Но апофеозом становится фраза Черной Вдовы, она же Наташа Романова, о том, что, переметнувшись на сторону США, он думала, что оказалась на «правильной стороне» (дословно цитату не помню, «на стороне хороших парней» или что-то такое). Такая вот наивная русофобия. Что уж говорить о ставшем мемом анекдотическом ляпе – о том, что Наташа успела поработать в КГБ. Можно конечно решить, что это слепое цитирование комикса ленивым сценаристом, который не потрудился сверить биографию Наташи в первоисточнике и ее возраст в экранизации. Но, думаю, тут дело еще и в вечной голливудской спеси и американском ура-патриотизме, не позволяющем их «специалистам» почитать в Википедии, что, черт возьми, никакого КГБ после 1991 года нет, а есть ФСБ и ГРУ, а еще в России есть другие времена года, кроме зимы, и летом у нас, в средней полосе, жара не хуже, чем в Калифорнии. Про то, чтобы научиться писать вывески на русском языке, я уже не говорю.
Сценарий слабоват. Особенно нелепым выглядит «чудесное спасение» Ника Фьюри из разбитой машины, которое потом другие герои изобразили «на бис». Сам процесс зрителю не показали, и правильно, потому, что даже самой дикой фантазии не хватит, чтобы представить процесс мгновенного прожигания подземного хода каким-то подобием светового меча. Им что, так повезло, что в обоих случая машина остановилась аккурат над подземными коммуникациями? Или они за секунды выжгли кубометры земли, прорыв целый тоннель, что вообще бред? И где в таком случае огромный столб дыма?
По мелочи – не радует новый костюм Кэпа. Старый как раз был брутальнее, а новый – более «приглаженный». Зато вот Сокол выглядит в кино круто – технологично, футуристично. (Хотя исполнитель роли, Энтони Маки, наоборот, хотел оригинальный костюм из первоисточника. Можно понять – наверняка это его кумир детства, а к таким вещам у людей трепетное отношение.)
Еще одна мелочь: в финальной разборке в офисе Щ.И.Т.а я так и не понял, что случилось, когда главгад попытался взорвать Наташу – пришлось искать описание сцены в Интернете и пересматривать отрывок. Еще иногда вызывает недоумение занудство Роджерса. Конечно, он и в комиксах изрядный моралист, но вот его «наезды» на Черную Вдову в начале фильма – какой они смысл имеют? Как кража информации может помешать спасению заложников, если этим занимаются разные люди параллельно? Неэтично при спасении людей выполнять какие-то побочные задания? Серьезно?
Фильм, конечно, полным отстоем назвать нельзя. Чего стоит хотя бы растащенная на фотожабы и гифки знаменитая сцена в лифте («Прежде чем мы начнем – никто не желает выйти?»). Актерский состав однозначно хорош. Крис Эванс – конечно, не Роберт Дауни-младший, и уступает Крису Хемсворту в харизматичности (хотя Хемсворт, по-моему, не всегда понимает, кого играет). Скарлетт Йоханссон прекрасна, какую бы там дичь не несла ее героиня. Безусловно, во многом фильм вытягивает и суровая харизма Сэмюэла Л. Джексона. На Энтони Маки и Себастиана Стэна тоже смотреть приятно, хотя второй в основном стреляет, дерется и молча бродит со зловещим видом.
Но, несмотря на все усилия актеров, фильм получился посредственный. Недостаточно красочный для кинокомикса, слишком нелогичный для серьезного шпионского триллера, да еще и с «ненавязчивой» антироссийской пропагандой. К тому же, начисто потерян антивоенный и в чем-то даже анархический пафос оригинального комикса, который более логично подводил развитие личности Стива Роджерса к его роли «Гражданской войне». Впрочем, снова извините за каламбур, в киновселенной Marvel это тоже – другая война.
Моя оценка – 5 из 10.
Рейтинг КиноПоиска – 7,263.
Рейтинг imdb – 7,70.
Еще о переоцененных, по моему мнению, фильмах: