В современной теории роста значительное внимание уделяется поиску детерминант экономического роста с помощью агрегированных моделей. В этих подходах понятие экономическое развитие часто трактуется как увеличение равновесного дохода на душу населения, и интерес исследователей в основном связан с определением основных экономических факторов, влияющих на него.
От капиталистического фундаментализма видения развития а-ля Харрод-Домар до неоклассической модели роста, которая долгое время доминировала как в теории, так и в политике, экономическое развитие рассматривалось как линейный процесс, который может быть инициирован только путем перемещения правильных экономических элементов на шахматную доску, в то время как процесс качественного изменения и улучшения экономики как сложная социальная, институциональная и историческая система в целом игнорируется.
Позднее, в 1980-х годах, эндогенные теоретики роста утверждали, что технологические изменения лежат в основе процессов экономического роста и подчеркивали важность инвестиций в человеческий капитал. Однако, опять же, линейность процесса технологических изменений повлекла за собой в таких теориях принципиальное игнорирование важности нерыночных процессов и социально-институциональных характеристик, которые влияют на экономические показатели, а также чрезвычайно важны для благосостояния человека.
- Во-первых, объясняется обоснование регионального подхода к развитию в контексте растущей интернационализации мировой экономики.
- Во-вторых, актуальность региональных и местных социальных и институциональных характеристик и процессов обсуждается в связи с тем, что благоприятные условия для развития являются результатом сочетания правил, норм и социальных отношений, которые способствуют распространению и эксплуатации знаний в весьма специфическом контексте.
- В-третьих, утверждается, что локализованный характер процессов развития и инновационной деятельности связан с возникновением пространственного неравенства в уровнях развития.
Такие различия на географическом уровне представляются еще более актуальными в случае развивающихся стран и стран с формирующейся рыночной экономикой, где лишь ограниченное число стран способны стимулировать экономический рост, а остальные, как представляется, находятся в состоянии стагнации или спада. Также обсуждается важность восходящего подхода к экономическому развитию с учетом локализованного характера этого процесса и частой неэффективности нисходящей политики.
- Впоследствии стало утверждаться, что растущий спрос на децентрализацию полномочий и ресурсов от центральных правительств в пользу региональных и местных администраций в большинстве регионов мира в последние десятилетия можно интерпретировать как признание того, что региональные силы и характеристики имеют большое значение для формирования местных траекторий развития в контексте растущей глобализации. Таким образом, в этих рамках децентрализация представляет собой способность разнородных регионов и территорий адаптировать конкретные стратегии развития для удовлетворения своих конкретных потребностей и влияния на свою собственную судьбу.
Следовательно, актуальность процессов децентрализации также связана с переходом от традиционных стратегий развития сверху вниз к подходам снизу-вверх посредством повышения уровня полномочий по принятию решений, которые децентрализация предоставляет местным органам власти и учреждениям. Иными словами, децентрализованные правительства, скорее всего, примут региональные стратегии развития, в которых оценка территориальных сильных и слабых сторон, а также инклюзивность местных субъектов лежит в основе политики. Таким образом, при обсуждении процесса децентрализации мы также исследуем его недостатки и выгоды с точки зрения экономической справедливости и эффективности.
Региональные перспективы экономического развития в глобальном мире
За последние три десятилетия процесс глобализации привел к значительным изменениям в экономическом ландшафте. С 1980-х годов беспрецедентное расширение объемов международной торговли и мобильности капитала между странами резко изменило ранее существовавшее равновесие, обусловленное сильной ролью национальных государств в регулировании, ориентировании и/или ограничении таких потоков.
- Таким образом, глобализация постепенно разрушает экономические институты национального и государственного уровня, как они были известны в период после Второй мировой войны. В то же время глобализация способствовала постепенной эволюции парадигмы организации промышленного производства в сторону более гибких и успешных производственных систем в качестве способа реагирования на растущее конкурентное давление международных рынков.
В результате стандартизированное производство постепенно устарело в пользу специализированной и более гибкой системы, позволяющей компаниям выживать в условиях неопределенности глобальных вызовов.
Наряду с этими изменениями возрастает значение многонациональных корпораций, которые вносят дальнейший вклад в ослабление национальных границ и экономических институтов в управлении международными потоками товаров и капитала. Возросшее значение MNEs, по-видимому, является ответом на изменения, обусловленные процессом глобализации, как способом адаптации управления промышленностью и конкурентоспособности компаний к новым экономическим условиям.
С этой точки зрения глобализация в основном привела к размыванию различий между регионами благодаря международному охвату технологических и социально-экономических сил. Как таковые, места, как представляется, лишены своих специфических особенностей, а местные субъекты в корне теряют способность определять судьбы регионов. Совершенствование коммуникационных технологий и снижение транспортных расходов снижают важность физического расстояния до места осуществления производственной деятельности. Следовательно, экономическое развитие может происходить практически повсеместно. Таким образом, конвергенция доходов между регионами и странами стала бы конечным результатом глобализации.
Утверждается, что география имеет важное значение для экономического развития в том смысле, что факторы, ведущие к инновациям и росту, коренятся в конкретных местах или регионах и их нелегко перенести в другое место или воспроизвести в других контекстах. Особую роль играют культурные и социально-институциональные особенности регионов, которые в основном определяют экономическое поведение и отношение местных субъектов путем предоставления соответствующих структурных активов для региональной экономики.
- Это делает инновации и развитие уже не линейным, а многомерным процессом, затрагивающим местные отношения. Глобализация обостряет локализованный характер инноваций и развития, а не облегчает его, поскольку успешные регионы получают возможность использовать внешние знания, а также обслуживать международные рынки. Политика снизу-вверх точно разработана с учетом факторов, влияющих на инновации и развитие в конкретных регионах.
Такая политика идет вразрез с традиционными нисходящими стратегиями, которые в основном предлагают одни и те же общие меры экономической политики, независимо от местных условий и характеристик. Такая интегрированная структура позволяет анализировать с помощью одного концептуального инструмента различные регионы и выявлять, с одной стороны, закономерности между пространствами в траекториях развития различных регионов и, с другой стороны, специфику функционирования экономической системы применительно к конкретным местам.
- Растущее осознание важности местных сил в формировании пути регионального экономического развития подкрепляется растущим спросом на децентрализацию власти от национальных правительств к региональным правительствам в последние десятилетия. Принятие решений на местном уровне может быть чрезвычайно позитивным для регионального развития, поощряя коллективные действия и адаптируя стратегии к местным потребностям. В целом, теории регионального экономического развития подчеркивают, что потенциал развития и конкурентные преимущества являются сильно локализованными элементами.
Поэтому стратегии развития должны быть направлены, по сути, на принятие сбалансированной политики, опирающейся на местные сильные стороны и пытающейся смягчить местные слабые стороны, как единственный способ устойчивого развития экономической деятельности на территориях.