В романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" центральной фигурой является Воланд. Кто такой Воланд? Автор не делает ни какой тайны-это князь тьмы, это дьявол. Что ж, М.Булгаков не первый писатель, кто вводит его персонажем в художественное произведение. Булгаков первый наделяет дьявола возможностью вершить суд, и суд справедливый, дьявол наказывает провинившихся(Магарыч) и одаривает униженных(Мастер), прощает грешников( Фрида). Как такое может быть ? Мы с детства знаем, что дьявол глубоко отрицательный персонаж. Вот, вот вся наша человеческая, читательская ошибка относится к Воланду, как к персонажу, то есть, как к вымышленному, как к участнику сцен в романе. Вы спросите: А как еще? Я придерживаюсь другой точки зрения. Я считаю Воланда (читай дьявола) существующим на Земле, он был первым помощником Бога, он участвовал в создании Земли и людей, но предал Бога, он слишком сильно увлекся земными делами. Он хозяин Земли, соответственно люди в его подчинении, они верят в Бога, значит верят в дьявола. (моя версия очень спорная). И вдруг на территории бывшей Российской Империи появляется государство, первое государство, в основу своей политике ставит атеизм, то есть неверие в Бога, а значит и его,родимого, самого. Такое положение дел крайне не устраивало дьявола.
В самой первой статье я указал, что М.А.Булгаков оказался идеальным писателем ......для дьявола. Ему, дьяволу, нужен был писатель , который бы написал его версию Евангелие, кстати. одро из рабочих версий названия романа так и звучало:"Евангелие от дьявола". Роман начинает со сцены встречи Берлиоза и Ивана Бездомого с Воландом, где Воланд просто говорит:"Имейте в виду, что Иисус существовал." Берлиоз отвечает, что он придерживается другой точки зрения и нужны доказательства, на что Воланд отвечает:" А не надо никаких точек зрения. просто он существовал, и больше ничего", далее дьявол дает возможность самим Берлиозу и Бездомному увидеть Понтия Пилата и Иисуса Христа. Далее, после событий в Ершалаиме, в разговоре с Берлиозом Воланд вдруг осведомляется у Ивана Бездомного:"А дьявола тоже нет?"- и это один из ключевых вопросов, на который автор романа постоянно отвечает положительно.
События происходят в России, что очень осложняет задачу дьяволу, кму не просто нужно доказать свое существование, ему необходимо это существование очеловечить, а в России без идеи о справедливости это невозможно, наша национальная идея-все в жизни должно быть по справедливости( это моя точка зрения) или, если хотите, по совести, а так как совесть-глас Божий, значит по Божьему. Вот и вынужден был дьявол творить справедливый суд.
Повторю, эта моя точка зрения очень спорная, но сколько бы я не думал, все равно прихожу к мысли, что роман написан самим дьяволом, через М.А. Булгакова.