В прошлой статье мы начали изучать компьютерные игры, немного их историю и психологические особенности игровой зависимости.
Сегодня я более подробно расскажу о разных причинах, по которым люди выбирают играть в игры вместо других способов провести время.
Причины ухода в игры
Вряд ли для 2 миллиардов игроков найдется одна единственная причина играть, которая подходит всем. Но выделить разные более или менее популярные факторы я могу.
1. Уникальный опыт.
Вот здесь игры превзошли сами себя. Можно играть за совершенно разнообразных, в том числе несуществующих персонажей. Попадать в самые немыслимые ситуации, которые обычному рядовому человеку вряд ли встретятся в жизни.
Возможность управления боевой техникой, плавания в море, полетов в космос. Шанс стать хозяином целого города или просто семейной фермы. Попробовать себя в той роли, которая практически никогда не попадется в реальности. Возможность творить собственные миры и вселенные.
2. Впечатления без реальных рисков.
В отличие от настоящей жизни, игровые персонажи не передают нам свою боль. Они могут спокойно погибать, терять части тела, ставить над собой эксперименты. Они могут позволить себе без рисков множество трюков и опасных для живого человека способов и мест жизни.
И это привлекает. Ведь намного сложнее стать реальным защитников слабых и угнетенных в своем дворе, школе, на работе, чем прокачать своего героя в очередной РПГ. Там не набьют лицо, не украдут имущество, не заставят отвечать за свои слова и поступки.
3. Повышение самооценки.
Как следствие предыдущего пункта у многих в игре развязываются руки. Они становятся практически героями в своих глазах, а порой даже в глазах других игроков. И это способ пусть ненадолго, но повысить свою самооценку.
4. Компенсация социальной не успешности.
Довольно частая причина. Особенно в подростковом возрасте. Человек не очень умеет достигать реальных целей в обычной жизни. Или быстро сдается. Или не хватает сил. Разные бывают причины. Объединяет их всех одно — таким людям проще уйти в виртуальную, иллюзорную реальность. Решать проблемы в выдуманном мире, а не в "реале". Там ведь все гораздо проще. Больше возможностей и перспектив.
И это одна из самых грустных причин в списке. Общество этих людей просто теряет. Да и они себя тоже...
5. Сброс напряжения.
Эта причина менее глубока, чем другие. Человек может быть вполне социально успешен, иметь нормальную работу, семью. Только вот психологические кризисы и стрессы есть у всех. И многие люди могут выбрать способ ухода от них игры.
В попытках сбросить напряжение, успокоить свои нервы можно вполне кого-то пострелять и порезать в виртуальной реальности. Это намного безопаснее для всех, чем выброс реальной агрессии.
Хотя вопрос, конечно, дискуссионный. Игры помогают снизить агрессию в обществе или наоборот частыми сценами насилия ее только увеличивают? Тут нужны серьезные исследования. В любом случае бесследно такие впечатления не проходят.
6. Зависимость от дофамина и быстрых эмоций.
За счастье и удовольствие в жизни человека отвечают несколько гормонов. И один из самых опасных — это дофамин. Это как отложенное удовольствие. Когда человек живет в предвкушении нового достижения и это само по себе его уже радует. То есть еще ничего не произошло, а эмоции уже получены. Такой вот небольшой обман самого себя.
Создатели игр активно применяют этот прием. Постоянно предлагают новые уровни, бонусы, комплекты доспехов и другие фишки. Вроде бы только что достиг одного уровня, а сразу же перед глазами начинает мелькать следующий. И так практически бесконечно. Пока совсем не надоест. Кончатся силы или игра...
В этом случае человеку все сложнее получать яркие эмоции от своих реальных достижений. Он становится все более зависим от дофамина и постоянной гонки к новым, пусть и виртуальным вершинам.
7. Общение.
Многие игры направлены на постоянную коммуникацию пользователей друг с другом. Это могут быть кланы или города, где люди обмениваются новостями, ресурсами, ходят совместно в походы на врагов.
Таким образом происходит компенсация того общения, которого игроку почему-то не хватило в жизни. Ведь виртуальное общение при всех его удобствах никогда не сможет заменить живых человеческих встреч, объятий, эмоций.
8. Отсутствие цели в жизни.
Эта причина, на мой взгляд, самая ключевая. Когда у человека есть достойная жизненная цель, настоящая мечта, желание ее достичь, то ему просто некогда заниматься такими малопродуктивными занятиями как компьютерные игры. Он отдыхает более качественно и глубоко. Он трудится более решительно и самоотверженно. Он становится реальным героем собственной жизни. Именно такие люди меняют мир и творят историю.
Надеюсь, этот небольшой экскурс в компьютерные игры был вам интересен. В новых статьях я продолжу изучение влияния разнообразных игр на жизнь человека.
А как вы относитесь к компьютерным играм? Часто ли играете? И в каком мире хотите оставить свой след? В виртуальном или реальном?