Да, природа тут полна неожиданностей. Обманчив штиль, готовый в любую минуту сорваться бешеным, самолетной скорости, ураганом. Ничего странного – поблизости полюс ветров. Каменистую гряду время от времени сотрясают свирепые тайфуны с ласковыми женскими именами.
Рыбное место
Как Магнитка – это металл, а целина – хлеб, так Курилы – это рыбопродукты. Деликатесный цех страны, поставщик дальневосточного лосося. Особенно знаменит им соревнующийся с Северо-Курильским район Курильский. Жители его, демонстрируя рыбные богатства гостю с материка, осторожно спрашивают:
– Вы, часом, не рыболов-любитель?
– А что?
– Да тут один посмотрел русло нашей Курилки, так потом пришлось откачивать.
Может, преувеличивают малость, но в общем-то показывать местные речки какому-нибудь впечатлительному энтузиасту с Оки, готовому к многочасовому сидению ради полутора подлещиков, действительно небезопасно. Особенно в нерест, когда в рубиновой от икры воде рыба стоит, что называется, стеной, начисто исключая мысль об удочках, червях и прочих атрибутах ужения. Как-то по упомянутой Курилке лосось шел столь плотно, что задыхался от тесноты. Тогда в устье ее перекрыли, пропуская рыбин партиями. Надо было видеть, с какой страстью штурмовали они преграду. С разбега таранили в лоб, а некоторые, пытая счастье в полете, выстреливались в воздух на высоту, пока, между прочим, не покоренную мировыми рекордсменами. Вода бурлила. Жива Курилка!
Щедры водные просторы у дальне-русских берегов. Не пашут его нивы, не сеют на его делянках.
– И напрасно, – заметила ихтиолог Анна Ивановна, показывая рыбоводный завод. – Пахать мы не пашем, но сеем. Из двухсот миллионов икринок выращиваем лососевую молодь и пускаем на волю. А рыбы, более верной своей речке, чем лосось, я не знаю. Патриот хоть куда – обязательно вернется.
Она говорит о маленьких лососятах, как о детях. И «детясли» у них есть и «детсад». Перед отправкой в далекое путешествие часть мальков кладут на операционный стол и под общим наркозом удаляют частичку брюшного плавничка. По меченому плавничку и узнают своих бывших пациентов. Среди тех, кто бушует и катапультируется на Курилке, немало «воспитанников» Анны Ивановны. Они – весомая прибавка к районному плану по добыче лосося и выпуску икры – «красного золота» Курил.
Кстати, мил человек, намазывая в будни или праздник бутерброд лососевой икрой, задержись на секунду, подумай о тех, чьими руками она готовилась. О девушках в белоснежных косынках, хозяйках местного икорного цеха. Не шибко механизированного, потому как нет еще машин способнее человеческих рук. Зато чистоты стерильной, где единая форма одежды – белый халат и где существует нелегкий для женщины запрет на помаду и духи. Цех, от сияния миллионов икринок кажущийся подсвеченным, ярким и праздничным.
Край света
Замечено: люди, живущие в трудных условиях, дружны, гостеприимны, доброжелательны. Готовые поддержать, прийти на помощь, как северокурильский врач Юрий Трофимов, без раздумий давший свою кровь для спасения корейского рыбака. С такими, что называется, можно пойти на самый край. И проще всего подобное намерение можно осуществить на Шикотане, где самый восточный мыс так и называется – «Край света».
Но не только экзотикой единой жив прекрасный Шикотан – жемчужина Южных Курил, не только своими киногеничными бухтами, золотым корнем и голубыми елями. Крупнейшим в стране рыбным комбинатом славен Шикотан. Ежегодными ста миллионами банок консервов. Шикотанская сайра прописалась не только на наших прилавках, но и в магазинах Франции, Норвегии, Дании, толк в рыбе понимающих.
В дни путины, когда сил недостаточно, сюда высаживаются десанты добровольных помощников со всех концов нашей большой страны. Помогать так помогать. Остров становится похожим на шумный южный базар. По рукам ходят сувениры – консервы «Вода Тихого океана», «Воздух «Края света», «Пепел вулкана «Тятя» (тот самый).
Между приезжими и коренными островитянами, помимо юмористических дуэлей, разворачивается соревнование трудовое, в котором чаще побеждают более опытные шикотанцы. Есть асы, укладывающие в смену три тысячи банок. Но не у всех такие умения. Машины нужны. Автоматы. Без них не в полной мере осваиваются новые виды морепродуктов – икра морских ежей, морские огурцы... Да мало ли, всего-то их где-то под двести! И жилья тут недостаточно, детских садов. Здесь готовы принять десант нянь: показатель рождаемости растет, а свадьбы следуют одна за другой через два дня на третий.
Где уж Робинзону при столь стремительных темпах найти хотя бы клочок необитаемой земли! И все же видели его на Шикотане. На «Краю света». Вместе с Пятницей. Там шли съемки художественного фильма «Робинзон Крузо».
Друзья, не забывайте ставить лайк, это мотивация для меня писать чаще. Подписывайтесь на мой канал - впереди много интересного!