Найти тему
Ерофей и его заметки

Два мира - одна война

Две маленькие истории об одной войне.
Хоть и про авиацию, но совсем не о самолётах.

Рисунок художника Валерия петелина.
Рисунок художника Валерия петелина.

История первая.
Северная Африка, Ливия, зима 1940/1941 года.
Не самое приятное для итальянской армии время – англичане давят, 22 января 1941 года взят Тобрук, что в Ливии, итальянские войска отступают, сдаются, бегут, бросая всё, в сторону Туниса…

Hurricane Mk.I.
Hurricane Mk.I.

Роммель с Немецким Африканским корпусом тут появится только в феврале. С их прибытием побегут уже англичане, в сторону Египта. А потом – опять наоборот. И «африканские качели» так и будут раскачиваться туда-сюда до мая 1943 года. Однако, вернёмся к зиме 1940-1941 года.

CR.42 «Falco».
CR.42 «Falco».

Итальянская 5-я воздушная эскадра несёт ощутимые потери от английской авиации. Итальянские бипланы CR.42 «Falco» уступают английским «Харрикейнам» по всем статьям. И это при том, что Hawker Hurricane Mk.I в своём классе отнюдь не был вершиной авиаконструкторской мысли. А вот итальянский «Фалько» в своём вполне был, но… Классы-то у них разные... Итальянский «Сокол» никак не мог справится с английским «Ураганом».

Да и более современные итальянские монопланы, MC.200 Saetta и G.50 Freccia, хоть и несли «красивые» названия – «Стрела», «Молния» - тоже отнюдь не блистали.
И всё же итальянским «соколам Муссолини» иногда удавалось побороть английский «ураган Черчилля».

CR.42 «Falco».
CR.42 «Falco».

29 января 1941 года пилоты из 23-й группы летавшей на «Фалько», только-только сумевшей восстановить боеготовность (тремя неделями ранее в её составе не было ни одного исправного самолёта), сбили над своей территорией «Харрикейн» из состава британской 208-й авиаэскадрильи. Его пилот, флай-офицер Бенсон, погиб.

Hurricane Mk.I.
Hurricane Mk.I.

(Кстати. Система званий в RAF – Королевском Воздушном Флоте – вычурна и неудобопонятна, как и многое «традиционное» британское. Флай-офицер – это старший лейтенант, а вот флайт-лейтенант – уже капитан. Майор же вовсе – скуадрон-лидер. У итальянцев, в их тоже «королевских» Regia Aeronautica (да и не только в них), было попроще – «тененте» - лейтенант, «маджоре» - майор, «капитано», ожидаемо, капитан).

G.50 «Freccia», Ливия, 1941 год.
G.50 «Freccia», Ливия, 1941 год.

В остатках разбившегося самолёта флай-офицера Бенсона итальянцы нашли вымпел с сообщением о судьбе итальянского лётчика Чезаре Сирони. В 23-й группе он числился пропавшим без вести 24 января. Благородный англичанин собирался сбросить вымпел с сообщением о его гибели над итальянским расположением, но был сбит сам.

MC.200 «Saetta», Северная Африка, 1942 год.
MC.200 «Saetta», Северная Африка, 1942 год.

На следующий день пилоты итальянской 23-й группы сбросили над британскими позициями вымпел с извинениями (!), а флай-офицер Бенсон был похоронен итальянцами со всеми воинскими почестями.

История вторая.
Восточный Фронт, Крым, весна 1944 года.
Перелом-то уже наступил, но немцы об этом не знают, отступают медленно, с боями, огрызаясь и цепляясь за каждый клочок земли. До обрушения фронта в Белоруссии ещё несколько месяцев, на севере и юге – упорные бои.

8 апреля 1944 года начинается Крымская наступательная операция. (Из «десяти сталинских ударов» - это третий). То, что не удалось сделать с Манштейном и его 11-й армией зимой сорок первого, стало вполне осуществимо весной сорок четвёртого с 17-й армией.

Ил-2.
Ил-2.

Извечными немецкими «пожарными командами», призванными затыкать дыры в трещавших фронтах, стали не только подвижные (танковые и мотопехотные) сухопутные соединения, но и ударные авиационные части. Уже 10 апреля в Крым прибывают два специализированных авиационных противотанковых отряда – 10.(Pz)/SG3 (на «юнкерсах» и 10.(Pz)/SG9 (на «хеншелях»).

Юнкерс Ju 87G.
Юнкерс Ju 87G.

У первого отряда на вооружении были бывшие пикировщики Ju 87. (По нашему – «лаптёжник», по их – «штука», штурцкампффлигер). Пикирующий бомбардировщик переделывался в «самолёт поля боя» - с подвешенными под плоскостями крыла двумя бывшими зенитными а ныне противотанковыми 37-мм пушками.

(На такой «каноненфогель», «птичке с пушкой», пересев с обычного пикировщика, летал, кстати, тот самый Ганс Ульрих Рудель, единственный кавалер Рыцарского Железного креста с мечами, бриллиантами и золотыми дубовыми листьями, что прославился, словно барон Мюнхгаузен, своими подвигами и наполненными неудержимым хвастовством мемуарами).

Хеншель Hs 129B.
Хеншель Hs 129B.

Второй отряд летал на Hs 129B – единственных в Люфтваффе специализированных штурмовиках. Выпустили таких самолётов немного, но за годы войны какого только оружия на них не устанавливалось. Вплоть до 75-мм противотанковой пушки. Но более-менее стандартным для весны сорок четвёртого, помимо пулемётов и 20-мм пушек, была 30-мм пушка в гондоле подвешенной под фюзеляжем.

Конечно, летать на таких неманёвренных, медленных и перетяжелённых машинах было крайне тяжело. Но, вот избитая истина!, в руках опытных пилотов они были серьёзным оружием. Что с того, что у Т-34 толстые и наклонные лобовые бронелисты, которые тридцатисеми- или просто тридцатимиллиметровка «не берёт». Обстреляют-то его из самолёта сверху-сзади, с тупых углов, с пологого пикирования, по самым уязвимым местам. Скорее всего – промажут. Но уж если попадут…

Ju.87G-2, 10(Pz)./SG3, Восточный фронт, 1944 год.
Ju.87G-2, 10(Pz)./SG3, Восточный фронт, 1944 год.

По официальным немецким данным, уже за первые три дня боёв в районе Феодосии отряд на «хеншелях» подбил 82 советских танка. В реальности, конечно, меньше. У лётчиков-истребителей всех стран личные счета преувеличены в два-три а то и четыре раза, почему же лётчики-противотанкисты должны отставать?

Сколь не «набивали» свои счета немцы, советское наступление продолжалось, «хеншили» перевели в Севастополь. У наших войск, кстати, с авиационной поддержкой было вполне неплохо, немцев бомбили и штурмовали вовсю. Естественно, советская авиация била не только по пехотным позициям, транспортным колоннам и тыловым объектам, доставалось и немецким аэродромам.

15 апреля 1944 года по аэродрому, на котором как раз базировались «хеншели» отряда 10.(Pz)/SG9, ударили советские Ил-2. Один из штурмовиков был сбит немецкими зенитками и совершил вынужденную посадку рядом с аэродромом. Или, проще говоря, упал, но не разбился.

Ил-2.
Ил-2.

«Илы» к концу войны атаковали с малых высот с пологого пикирования и уходили от цели низко, на бреющем. Так, что благополучное приземление сбитого самолёта прямо тут же, на месте, не должно удивлять. Да и вообще, Ил-2 был машиной довольно крепкой, даже не смотря на то, что с началом войны дюраль в его конструкции заменили на дерево. Двигатель и пилот были защищены стальной бронёй. Плохо было только стрелку – задумывавшийся двухместным, в серию Ил-2 пошёл одноместным. И вместе с воздушным стрелком убрали и защиту для него. Когда же, накопив опыт и непрерывно неся потери из-за неприкрытой задней полусферы неповоротливого штурмовика, стрелка вернули, бронировки у него уже не было. Но, вернёмся в крымский апрель сорок четвёртого.

Вскочив в аэродромный автомобиль, с молодецким посвистом и улюлюканьем, к свалившемуся русскому самолёту помчались лётчики немецкого отряда – обер-фельдфебель Эрхардт Диттрих и фельдфебели Антон Беккер и Генрих Михальчак.
У Диттриха к тому времени на личном счету уже было более ста боевых вылетов, числилось 37 уничтоженных танков, 13 орудий, за сотню автомобилей и даже два самолёта. Ну как тут не украсить послужной список ещё и взятым в плен русским пилотом?

Hs.129B-2, 10(Pz)./SG 9, Восточный фронт, зима 1943/1944 года.
Hs.129B-2, 10(Pz)./SG 9, Восточный фронт, зима 1943/1944 года.

Но когда бравые немцы подъехали к месту падения сбитого советского штурмовика, его пилот начал отстреливаться из личного оружия. Диттрих и Беккер были убиты, Михальчак ранен. Последним патроном русский лётчик застрелился.

Вот такая война. Одна и та же, но – разная.

(Версия для LiveJournal)