Найти тему
Star Trek

Марсианская пилотируемая миссия: что думают об этом космонавты

Опыт космонавтов, участвовавших в длительных космических полетах, имеет большое значение для решения задач, связанных с реализацией пилотируемой миссии Марса. Для изучения мнения космонавтов о численности марсианского экипажа, профессиональной специализации членов экипажа, продолжительности их совместной подготовки, возможных источниках психологической напряженности в полете и т.д. была разработана специальная анкета.

Реализация пилотируемой миссии на Марсе требует решения технических, биомедицинских, психологических, организационных и других задач. Среди них проблемы состава экипажа и обеспечения жизнедеятельности и деятельности членов экипажа играют ключевую роль в обеспечении безопасности и эффективности полета, поскольку беспрецедентная степень автономности экипажа, исключительная ответственность членов экипажа в принятии решений, резкое ограничение профессиональных и социальных контактов, а также другие факторы могут негативно повлиять на поведение и производительность членов экипажа. Мнение космонавтов, обладающих опытом длительных космических полетов, имеет большое значение для решения этих вопросов. Необходимо тщательно изучить мнения космонавтов о численности марсианского экипажа, профессиональной специализации членов экипажа, продолжительности их совместной подготовки, возможных источниках психологической напряженности в полете и др.

Методы

Исследование проводилось методом опроса с использованием специально разработанной для этой цели анкеты. Участниками исследования стали 11 российских космонавтов.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2015496/80922735-858b-4f87-ae8b-537e5ee914f1/s1200
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2015496/80922735-858b-4f87-ae8b-537e5ee914f1/s1200

Результаты

В результате опроса были получены следующие результаты. Как считают космонавты, марсианский экипаж должен состоять из 5-6 человек. Девять из них считают, что экипаж должен быть международным. Были высказаны различные мнения относительно его гендерной структуры. Шесть космонавтов ответили, что экипаж должен состоять только из мужчин. Другие считают, что это соотношение должно быть смешанным, и что соотношение "мужчина/женщина" должно быть в пользу мужчин при нечетном количестве членов экипажа и равным при равномерном количестве. Для эффективного выполнения задач миссии необходимо, чтобы в состав экипажа были включены представители следующих профессий (с учетом совмещения нескольких профессий): инженер, врач, биолог, физик/астрофизик и геолог.

Наиболее важные качества, отмеченные космонавтами среди членов экипажа и персонала Центра управления полетами (ЦУП) отметили:

  • профессионализм
  • социальная ответственность
  • ответственность
  • самоконтроль
  • чувство юмора
  • толерантность

Необходимо подчеркнуть, что некоторые космонавты особо выделили среди качеств операторов ЦУД способность отстаивать мнение членов экипажа перед Администрацией управления полетом. По мнению космонавтов, продолжительность совместной подготовки членов экипажа должна составлять 1,5-2,0 года. По их мнению, особого внимания требуют следующие аспекты подготовки:

  • участие в проектировании и испытаниях бортовых систем, научного оборудования и т.д., а также в наземных экспериментах по моделированию марсианского полета,
  • овладение смежными профессиями, развитие взаимозаменяемости в экипаже,
  • овладение навыками самопомощи и взаимопомощи,
  • овладение методами оптимизации межличностных и межгрупповых отношений,
  • совместный досуг и отдых членов экипажа и членов их семей,
  • тренировки под симулируемым марсианским притяжением, и
  • координация взаимодействия членов экипажа и персонала ЦУД в условиях задержки связи.

К основным проблемам, которые могут привести к росту психологической напряженности и конфликтам в полете, космонавты отнесли (в порядке убывания):

  • сверхдолговечная изоляция в ограниченном объеме марсианского экспедиционного комплекса (МЭК)
  • монотонность,
  • изменение условий связи с Землей (задержка по времени сигнала),
  • недостаточность как запасов воды, так и питания.

Существенными были также отмечены проблемы лидерства, стиля управления, перераспределения ролей, а также культурные проблемы. По мнению респондентов, бортовая система психологической поддержки должна включать (в процентном соотношении):

  • музыкальные программы - 35 %,
  • персональные данные (о семьях, родственниках, друзьях и т.д.)-22%,
  • 21% фильмов,
  • литература 14%,
  • произведения искусства - 8%.

Ряд космонавтов считают важным, несмотря на задержку связи, проводить в режиме он-лайн встречи с семьями, друзьями и т.д., а также получать информацию о текущих событиях на Земле и передавать информацию о жизни экипажа на Землю. Также необходимо обеспечить экипаж средствами отдыха (музыкальными инструментами, играми и т.д.). Что касается организации работы и отдыха, то восемь космонавтов высказались за установление фиксированного графика, в то время как другие предпочли бы, чтобы график определялся самими членами экипажа в зависимости от особенностей летной сцены. Общепризнанно, что во время полета необходимо будет поддерживать навыки:

  • работу модуля посадки,
  • обслуживание и ремонт бортового оборудования, и
  • действия в чрезвычайных и нештатных ситуациях.

Семь респондентов считают, что для повышения комфорта членов экипажа целесообразно менять цвета интерьеров отдельных кабин и других жилых помещений МВЦ во время полета. Респонденты подчеркнули, что усовершенствование следующих систем играет важную роль в обеспечении безопасности и эффективности марсианской миссии:

  • медицинский и психологический отбор членов экипажа,
  • медицинскую и психологическую поддержку в полете,
  • радиационной безопасности,
  • обеспечение питанием (в том числе растительными продуктами, выращиваемыми в теплицах) и водоснабжением.

Космонавты считают, что в интересах марсианской миссии необходимо проводить на Международной космической станции:

  • апробация перспективных методов и средств:

- мониторинг и прогнозирование состояния здоровья, оказание медицинской помощи,

- контрмеры, включая искусственную гравитацию,

- обеспечение радиационной безопасности,

- поддержка навыков оператора,

- оптимизация работы группы,

  • изучение взаимодействия экипажа и ЦУД при моделировании задержки связи,
  • эксперименты с биологическими системами жизнеобеспечения.

Предлагается также оценить работоспособность членов экипажа в послеполетный период в условиях, имитирующих марсианскую гравитацию. В интересах решения задач, связанных с реализацией пилотируемой миссии на Марсе, космонавты предложили осуществить следующие перспективные проекты:

  • для проведения серии наземных экспериментов, имитирующих особенности полета марсианцев.
  • вывести на околоземную орбиту опытный образец обитаемого модуля MEC, экипаж которого будет работать не менее 1,5 лет в полностью автономном режиме.

Заключение

Несмотря на то, что данное исследование является пилотным из-за небольшого числа респондентов, полученные результаты будут учтены при подготовке первого наземного эксперимента, имитирующего полет на Марс. Этот эксперимент планируется провести в Институте биомедицинских проблем РАН.

Также предлагается всем заинтересованным исследователям объединить усилия в изучении мнений космонавтов и космонавтов по вопросам реализации марсианской пилотируемой миссии.