«Не могу представить актрису, которая бы на это согласилась». Репортаж со спектакля с Бузовой
В Минске показали спектакль"Мужчина на расхват", в первую очередь известный тем, что в нем играет Ольга Бузова. На один вечер мы превратились в бузововедов и попыталась со всей строгостью оценить постановку. А заодно и понять феномен королевы Instagram — хотя это, ясное дело, задача не из легких.
О чем спектакль: в центре истории — Полина, которая мечтает жить долго и счастливо в замке прекрасного принца. Идеал ее мужчины — добрый, решительный, щедрый, сильный, обожающий свою избранницу человек. И вот он появляется на горизонте. Казалось бы, о чем еще мечтать? Но наш герой оказывается… женат.
«Мужчина нарасхват» — спектакль со звездным актерским составом. В нем играют резидент Comedy Club Антон Лирник, участники команды КВН «Уездный город» Евгений Никишин и Сергей Писаренко и, собственно, многогранная Ольга Бузова. Это было первой причиной пойти в театр. Второй стало то, что сами актеры называют постановку «самой смешной и скандальной комедией года».
И что скандального мы увидели в спектакле?
— Скандального — ничего, кроме яркого проявления сексуальности, которая тем не менее была очень буффонная. В современном театре непросто говорить про смешное. Есть прекрасный ситуативный юмор, который рождается из несмешного, а есть юмор низменный, из разряда «человек поскользнулся на кожуре банана и упал». Самые смешные комедии — это когда появляется ситуативный юмор и при этом еще кто-то поскальзывается на банановой кожуре — происходит надлом реальностей. Здесь иного юмора, кроме как схватиться за член или потрогать грудь, не было. Наверное, это и должно было быть смешно. Зал на это реагировал.
Кажется, в Беларуси люди просто боятся сексуальности и ее проявлений на сцене, и смех в этом случае — защита. Зрителям смешно, когда поднимается тема ЛГБТ, потому что она табуированная. Мне это кажется не смешным, а, скорее, интересным. В постановке, как ни странно, всплывает много важных тем. Помимо банальных — ревность, измена, алкоголизм, — еще и фэтшейминг (критика людей за лишний вес. — Прим. автора), слатшейминг (критика людей за внешний вид и поведение. — Прим. автора), женская и, на удивление, мужская объективация. Правда, проявляется все это через фарсовую эстетику, строится на пародии, на низменном инстинкте. Но благодаря тому, над чем смеется зал, можно увидеть, что именно вскрывает его защитную реакцию.
Не будем скрывать, что, идя в театр, мы рассчитывали увидеть, что Бузова тут играет первую скрипку, ведет себя высокомерно и все в этом духе. На удивление, оказалось, что ее персонажа максимально объективируют, унижают и даже откровенно стебут — и этот стеб выходит за рамки театра, переходя на личности. Вот, например, один из актеров замахивается на героиню Бузовой подушкой со словами: «Сейчас половина белорусов спасибо скажут». Зал с этого катится.
Если «треснуть» Бузовой, зрители от этого получат наслаждение, так получается? Даже зная о ее самоироничности (смелым было сходить на стеб-шоу «Прожарка» или на интервью к Big Russian Boss), это уже слишком. Тут как раз все понятно. В этой комедии положений персонаж Бузовой — отрицательный, она играет дурочку, которая спит со всеми подряд и при этом говорит про нравственность. Обычно мужчины таких не любят. С одной стороны, зал в этот момент реагировал на вопрос: «Хотите, чтобы мы ударили героиню и на одну женщину-дуру стало меньше?»С другой безусловно, здесь есть подтекст и происходит пересечение жизненной линии Бузовой и ее героини. Словами своего персонажа она начинает транслировать свою историю, в которой узнается ее розовая мечта: то, как она хочет выйти замуж и как ей попадаются одни плохие мужики. Кажется, в этом плане она нашла свою роль, ей там, по сути, играть не приходится. И, кстати, в спектакле Бузова самая органичная актриса. Это не про хорошую игру, скорее она здесь как иллюстрация медийной себя, это такой свидетельский театр. Может, это для нее работает терапевтически, и поэтому она любит этот спектакль.
Тут ее называют «конченой дурой», «шлюхой», человеком с «нулем талантов очень грустно, что ей комфортно стоять между двумя мужчинами раком, чтобы на нее при этом еще и ставили стаканы. Я не могу представить ни одну актрису, которая бы на это согласилась. В театре есть такое амплуа — роль проститутки. И многие жалуются, что не хотят играть девочек, легких на подъем. А здесь человек осознанно идет на то, от чего другие обычно отказываются, и при этом кайфует. Для меня феномен Бузовой в этом. В какой-то степени мы имеем дело с уникальным театральным проектом. Женщину бьют, над ней издеваются, ее имеют — и при этом она делает вид, что ничего не понимает, но на самом деле все понимает. В принципе, этим мы, возможно, квинтессируем всю медийную историю Бузовой.
Она проживает сюжет своей жизни каждый раз, когда играет этот спектакль. И не стыдится своей мечты стать принцессой и выйти замуж нормально. Кстати, в спектакле она выбирает героя Лирника — небогатого мужчину, да еще и альфонса. И в интервью Собчак говорит, что главное не деньги, а сам мужчина. Слишком много совпадений.
Этот спектакль — чистейшая антреприза, собранная из знаменитостей. Это отдельный вид театра, куда люди ходят посмеяться. И именно от такого театра их пытаются отучить и привести в театр интеллектуальный. Персонаж Лирника реально вживается в свою роль, он дичайше переигрывает — это такая школа актерского переживания, подключения по Станиславскому, все дела. Остальные актеры — Никишин и Писаренко — показывают театр представления. Это КВН, они не скрывают, что делают концертные номера. И между актерским существованием возникает конфликт.
В театральной среде считается, что худшая актриса — та, которая любуется собой на сцене. Но из-за того, что Бузова по своей природе такая и в спектакле никого из себя не строит, тут просто рушатся все законы актерской игры. В принципе работает скандальность Бузовой, такая скандальность из 2000-х. Она подмяла под себя всех: и актеров, и режиссера, и зрителей. Для меня очевидно, что у нее здесь главная роль. Ее вещественная сексуальность и делает ее центровым персонажем. И она осознанно на это идет, ей нравится стоять в красивых позах и раздеваться. Можно, конечно, пошутить, что это из-за того, что у нее давно не было секса (признание Бузовой в интервью Собчак. — Прим. автора). При этом это антисексуальный спектакль, несмотря на то, что актеры трогают друг друга за все, что можно.
Режиссера роль просто как постановщика: развел мизансцены, придумал переходы. Правда, у него все получилось очень стереотипизированно: если бить — то бутылкой, если драться — то в «слоу мо» (эффект замедленной киносъемки. — Прим. автора), если грусть — то красный свет, если постсоветское — то «Фантазер» Евдокимова, если измена — то рога. Это все клише, но здесь не стояло большей задачи. Большинство антрепризных спектаклей, к сожалению, так и работают. В какой-то момент показалось, что актеры не учили текст, они много импровизируют — и тут им снова понадобились чисто кавээновские умения, чтобы рождать сиюминутные шутки. Это чувствовалось, например, когда Олю начали трогать за грудь…
Действительно, добрую минуту персонаж Никишина делал актрисе «непрямой массаж сердца». Реагируя на это, кто-то выкрикнул: «А это, вообще, по сценарию?» После такого начала смеяться даже Бузова, которая в тот момент якобы находилась в отключке.
Почти весь спектакль построен на каламбурах, что тоже очень по-кавээновски. Здесь есть моменты узнавания чего-то постсоветского, и это тоже здорово. Понравилось, что постановку актуализировали под Минск, в нее ввели белорусские топонимы (Гомель, Бобруйск, Нарочь), появился такой псевдодокументальный эффект, это очень осознанный подход.