На днях исполняется 150 лет со дня рождения З.Н.Гиппиус (ЗНГ), выдающегося литератора, критика, публициста, одной из ключевых фигур Серебряного века русской культуры.
Долгая жизнь (Зинаида Николаевна умерла в Париже осенью 1945 г.), в которой было многое: оглушительная слава, признание, восторги; непонимание, злословие, хула и клевета; забвение, воскресение…
Задолго до экстравагантных эстрадных номеров младосимволистов и футуристов она выступала на публичных чтениях в экзотических нарядах, не боясь ударной театральной пластики и аффектации ("но люблю я себя, как Бога"). Каких только эпитетов ЗНГ ни заслужила уже к началу нового, 20-го, века: «декадентская мадонна», «ведьмесса», «посланница небес», «поэт в ступе» и пр., пр.
"Я – молодая сатиресса,
Я – бес.
Я вся живу для интереса
Телес.
Таю под юбкою копыта
И хвост,…"-
едко иронизировал по поводу ЗНГ выдающийся философ и поэт Вл. Соловьёв, оказавшийся, как и многие славные мужи того времени (А.Волынский, Б.Савинков, да, тот самый!Д.Философов) под властью «Зининых» чар…
"Бисексуалка, «княгиня эпатажа», она заставляет своих женатых поклонников дарить ей свои обручальные кольца и делает из них подобие ожерелий", - радостно транслировали злые языки.
Но вот ведь незадача: современные исследователи полагают, что имевшая среди современников славу великой соблазнительницы ЗНГ периодически «затевала» романы, но они были в абсолютном своём большинстве платоническими. Даже есть версия, что на протяжении всей своей жизни ЗНГ. сохраняла…девственность (?!). Это что такое, дружно воскликнем мы? А как же муж, отец русского символизма, величайший интеллектуал, провозвестник «грядущего Хама» Дмитрий Сергеевич МЕРЕЖКОВСКИЙ (ДСМ)?
А вот такие высокие были отношения; людям, устремлённым в «горные выси» духа, создателям и движителям новых философско-религиозных движений, было не до усталой плоти…
«Единственность» нашей героини признавал сам А.А.БЛОК, ему вторил К.Д.БАЛЬМОНТ: «Она дает основные формулы тех настроений, которые разрабатываем все мы».
В московском МУЗЕЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (Дом В.Я.Брюсова) сейчас открыта выставка, посвящённая юбилею ЗНГ. Вернисаж назван по строчке стихотворения «Песня» (1893 г.).
"Но плачу без слез о неверном обете,
О неверном обете...
Мне нужно то, чего нет на свете,
Чего нет на свете".
Амбиции 24-й летней поэтессы, как видим, были велики. Заключив в 1889 г. семейный и творческий союз с ДСМ, ЗНГ мечтала покорить гордый Санкт-Петербург, стать властительницей дум и законодателем интеллектуальной моды.
Мечты во многом сбылись: через 15 лет ЗНГ- маститый автор, практик и теоретик символизма, издатель и критик, организатор влиятельнейших Религиозно-философских собраний; настоящий директор- распорядитель «общества спектакля» (сам термин предложен французом Ги Дебором лишь 60 лет спустя), коим был богемный предвоенный СПб.
МОЛЧИ, ГРУСТЬ…МОЛЧИ
Нам сейчас сложно даже вообразить могучий художнический и человеческий темперамент четы МЕРЕЖКОВСКИЙ - ГИППИУС, всю силу их «ненавистнической любви» к жизни, как писала сама ЗНГ.
Апология «Новой церкви», «Третьего завета» (завета Культуры), одновременно резкое неприятие самодержавия, попытка теоретического обоснования его духовного «завершения»; близость к радикалам, включая эсеровских боевиков, – это всё в канун и во время 1-й революции 1905-1906 г.г.
Резкие протесты против участия России в Мировой войне (тут тандем поначалу остался в абсолютном одиночестве в литературно-художественной среде). Бурные восторги по поводу Февраля-1917, дружба с Керенским, скорый разрыв; абсолютное неприятие Октябрьского переворота, страшные дневники ЗНГ 1917- 1919 г.г., которые до сих пор имеют несравненную документальную ценность.
Авантюрный отъезд\побег за границу в конце 1919 г., подвижнический труд по объединению творческой эмиграции в Париже - на протяжении многих лет, знаменитое общество «Зелёная лампа»; деловая дружба с Муссолини…
Эти выдающиеся персонажи, ДСМ-ЗНГ, были одинаково «крупны» - и в своих открытиях, и в откровенных заблуждениях.
…Удивительные воспоминания о последних годах\месяцах ЗНГ (оставшейся после смерти мужа в 1941 г. почти в полном одиночестве в оккупированном Париже) записала другая замечательная представительница Серебряного века Надежда Тэффи. ЗНГ сохраняла свой острый ум, эксклюзивную элегантность, злой юмор, артистическую позу и чувство слова. Там же Тэффи вспоминает и свои любимые стихи легенды русского символизма. Вот так заканчивается одно из них, написанное в 1913 году, на великой развилке российской истории:
Не разлучайся, пока живешь,
Храни ревниво заветный круг.
В разлуке вольной таится ложь.
Любовь не терпит земных разлук,
Печально гасит свои огни,
Под паутиной пустые дни.
А в паутине — сидит паук.
Живые, бойтесь земных разлук!
Александр Блудышев