Найти тему
Глеб Самудин

Пусть Ирландия плачет: поэзия потерь в Первой мировой войне

Годовщина Первой мировой войны была отмечена на Елисейских полях в Париже серией увеличенных черно-белых фотографий, установленных на мини-рекламных щитах, расположенных вдоль самого престижного бульвара города.


Фотографии фокусируются на социальном и культурном воздействии боевых действий, начиная от раздувания сигарет томами в траншеях реки Сомме и заканчивая кастрюлями и сковородами, расплавленными для изготовления боеприпасов.


Фотографии показывают, насколько интернациональной оказалась война, когда солдаты со всех пяти континентов участвовали в четырехлетней борьбе за господство в Европе.


Образы обычного взаимодействия людей, даже между сражающимися войсками, указывают на огромные человеческие потери, связанные с выполнением старых договоров и альянсов.

https://pixabay.com/ru/photos/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0-1944-3570299/
https://pixabay.com/ru/photos/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0-1944-3570299/



Война затронула жизни миллионов людей во всем мире, и выставка является пророческим напоминанием о том, какой ущерб был нанесен в ходе боевых действий.


Однако фотографии выполняют и другую функцию. Они свидетельствуют о техническом прогрессе, который был отмечен этой войной: танки, пулеметы и самолеты дополняют традиционную конницу, штыковые винтовки и грубые траншейные укрепления.

https://pixabay.com/ru/photos/ww1-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%88%D0%B5%D1%8F-%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0-%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5-2187095/
https://pixabay.com/ru/photos/ww1-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%88%D0%B5%D1%8F-%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0-%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5-2187095/



Этот контраст обозначает Первую мировую войну как нечто вроде социального, политического и военного водораздела, традиционно неискушенного в смысле огромных человеческих жертв ради получения небольшой территории, но радикального по масштабам съемок, записи, фотографирования и, что наиболее важно, написания о которой шла война.



Действительно, эта выставка является очень ранним примером фотожурналистики, которая является такой характерной чертой современных военных репортажей, что эти кадры задуманы не как пропаганда для какой-либо одной стороны, а как объективный показатель того, насколько война повлияла на обычную жизнь миллионов людей, меньше всего - примерно шестнадцати миллионов как военных, так и гражданских, которые погибли в ходе войны.



Можно утверждать, что глобализация общества, которую многие представляют как относительно недавнее явление, уходит корнями в конфликт, в основном на равнинных плодородных равнинах северо-западного европейского континента, и что Первая мировая война стала первым глобальным конфликтом, действительно погрузившимся в бурно развивающуюся культуру, столь известную в 21 веке, насыщенную СМИ.




Литературный отклик на конфликт стал еще одной причиной, по которой Первая мировая война продолжает вызывать особый интерес к культурной жизни Европы.



Среди призывников были драматурги, писатели, художники и поэты, и их реакция на свой опыт дает важную литературную перспективу конфликта и уникальную картину "Макдонах: пусть Ирландия", опубликованную в 2015 г., представляет взгляд на разворачивающийся конфликт.


Действительно, "Стрелковые винтовки художников", созданные в 1859 году как батальон добровольцев, состоявший в основном из художников, писателей и поэтов, стали естественным домом для людей, интересующихся как культурной, так и военной жизнью, как во время бурской войны, так и во время Первой мировой войны.


Одним из наиболее известных новобранцев 1916 года был 23-летний Уилфред Оуэн, который должен был быть убит в бою за неделю до окончания войны в ноябре 1918 года.


Он лично испытал на себе тупиковую ситуацию на Западном фронте, где более 500 миль траншей протянулись от Швейцарии до Ла-Манша, и где война привела к почти неизбежной гибели - "перелететь через вершину".


Следовательно, среди солдат преобладала присущая им философия самопожертвования, и это находит свое отражение в большей части поэзии, написанной в то время. Писав домой 4 февраля 1917 года, Оуэн описывает пустынную сцену, стоящую перед ним:



"
Ужасные пейзажи, гнусный шум, нецензурная лексика...
все неестественное, разбитое, взорванное;
искажение мёртвых, чьи непостижимые тела находятся вне землянок весь день, всю ночь,
самые потрясающие достопримечательности на земле.
В поэзии мы называем их самыми славными
".


https://pixabay.com/ru/photos/feldpost-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B0-2132989/
https://pixabay.com/ru/photos/feldpost-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B0-2132989/



Большая часть поэзии Оуэна о войне была написана в невероятно продуктивный период с января 1917 года по 4 ноября 1918 года, когда он был убит во время пересечения Самбре-Уазового канала, ровно за неделю до подписания перемирия.


Его слава была посмертной, во многом благодаря усилиям его товарища по войску и поэта Зигфрида Сасуна, и он видел только четыре из его стихотворений, напечатанных за всю свою жизнь.


Его аннус-миралис был, безусловно, с августа 1917 года по сентябрь 1918 года, период интенсивного воздействия окопной войны, во время которой его взгляд на бесполезность и жестокость войны начинает ожесточаться до того, что Сесил Дэй Льюис описывает как "дикое возмущение ".


Стихи Оуэна означают переход от поэзии назидания и воодушевления к поэмам отвращения, ужаса и горечи. Именно реальность боевых действий на линии фронта, столь ужасающая и невообразимая для тех, кто не сталкивался с ней, заключается в следующем.



Именно реальность фронтовой борьбы, столь ужасающая и невообразимая для тех, кто ее не испытывал, придает поэзии Оуэна настоящую силу, связанную с растущим осознанием того, что всё
тщетно. Зачастую такой подход основан на фактах и тональности, не оставляя желать сомнений в том, что миллионы солдат на фронте погибли и получили ранения.


Продолжение в следующей статье