Начало истории здесь.
На восьмой день похода нам предстояло дойти до села Фиагдон. Там у нас была запланирована последняя на маршруте стоянка. Решили идти не по дороге, а через заросли. Получился интересный спуск по осеннему лесу, где приятно пахло листвой. Правда, Кате, у которой пару дней назад разболелось колено, спускаться оказалось не так-то просто. Но она героически справилась!
Преодолев участок леса, мы вышли на широкую дорогу. По ней мы и дошли почти до Фиагдона. Но напоследок преодолели ещё одну небольшую полосу препятствий — крутые спуски и заборы пастухов.
Стоянку сделали недалеко от Фиагдона. Там живёт чуть больше тысячи человек — для горного села это весьма приличная цифра.
Фиагдон — очень колоритное место. Рядом с только отстроенными шикарными турбазами и кирпичными домами в несколько этажей гуляет много коров. Они везде: лежат на тротуаре, ходят по трассе, пасутся на склонах холмов. Все улицы, конечно, этими коровками и бычками загажены.
Мы с Настей поставили палатки и пошли смотреть старое село Цимити — древнее городище, расположенное на одном из крутых холмов. За нами увязался местный рыжий пёс, который пришёл вместе с Димой и Леной из магазина. Этот бестолковый Рыжик брехал на каждую корову и лошадь, встречавшуюся на нашем пути, а на подходе к городищу вообще начал гонять стадо овец. Пришлось немного пошугать его. На городище он где-то заплутал и в итоге отбился от нас.
Городище Цимити — это старинное осетинское горное поселение. Считается, что выходцами оттуда являются представители многих осетинских родов и фамилий. Сейчас это заброшенные развалины.
Но, видимо, жить рядом с этими руининрованными остатками крепостных стен и башен считается престижным. Поэтому рядом построены шикарные современные дома с огромными земельными участками. Один из таких домов стоит прямо на подходе к городищу. И его владельцы выстроили собственную фамильную башню.
На холме за городищем сохранилось несколько склепов. И они меня даже больше впечатлили, чем в Городе мёртвых в Даргавсе. Может, потому, что их никто не реставрирует, поэтому они выглядят более аутентично.
Ещё по дороге к городищу мы с Настей приметили кофейню. И, конечно, зашли туда на обратном пути. Как же классно было выпить вкуснейший латте, да ещё и со свежим пирожком с капустой и венской вафлей с клубничным вареньем.
А ещё внутри кофейни был туалет с раковиной и унитазом (после недели-то в палатках)!
— У вас там зеркало есть? — спросили мы у молодого парня, работника кофейни.
— Нет.
— Слава богу! — ответили мы с Настей хором.
Лицо горело от тепла, а у фотоаппарата моментально запотел объектив.
Перед уходом мы купили для всех тортик — на прощальный ужин. Он никак не делился на 10 частей, поэтому взяли ещё одно аналогичное большое пирожное. Мы возвращались в лагерь, а жители села с удивлением смотрели на двух девиц, от которых сильно пахло костром и которые были одеты в несколько курток, но при этом шли с тортиками в руках.
В лагере уже все сидели у костра. Вскоре стемнело, и мы услышали какой-то странный звук. Это выли шакалы. Правда, мы их так и не увидели.
Ну а дальше всё пошло по классике: двух бутылок водки показалось мало. Дима и Серёжа пошли за догоном, принесли ещё две. В итоге, когда часы пробили полночь, я, Катя, Настя, Дима и Лёша сидели на краю склона и разговаривали по душам. Спала я этой ночью очень крепко.
День 9
Я и Настя по традиции проснулись рано — где-то в половине седьмого. Около семи вылезли из палаток, я встретила по дороге Людмилу, вместе с которой пошла умываться к ручью. Настя развела костёр, мы сели возле него и начали болтать и смеяться. Наши голоса разбудили Лену, чему она была не особо рада.
После завтрака мы неспешно собрали вещи и выдвинулись в сторону Фиагдона, сделав по дороге семейное фото.
В 10:30 нас должна была забрать машина с окраины Фиагдона. Водителя ждали возле памятника солдатам, погибшим во время Великой Отечественной войны. С него открывался отличный вид на горы, которые вечером оказались затянуты облаками. А вот в день отъезда погода оказалась прекрасной (как всегда).
Рядом также был бюст Сталина и якобы первый в мире памятник Ленину, установленный в день его смерти, 21 января 1924 года. Выглядит он довольно странно — это просто большой камень, похожий на надгробную плиту, на котором написано Ленин. Трудно сказать, реально ли он был установлен именно в этот день смерти Ленина. Как-то с трудом верится в это.
Обратно мы возвращались по красивейшей дороге, наслаждаясь видами ущелий и горных рек. По пути даже попали в баранью пробку - пастухи гнали огромное стадо прямо по дороге.
Чем ниже мы спускались, тем пасмурнее становилось небо. Владикавказ нас встретил весьма прохладной погодой. Перед тем как разъехаться, мы устроили почти праздничный обед в столовой рядом с жд вокзалом. Расставаться участникам такого спетого и спитого коллектива было очень жаль.
PS
Маршрут по Северной Осетии в целом лёгкий. Но дни, в которые приходилось пройти большой километраж, требуют особой выдержки. Поэтому из-за них прям совсем простым этот маршрут трудно назвать, ведь пройти 26 км в день способен далеко не каждый.
Северная Осетия - регион с прекрасными живописными горами. И любителям Кавказа там точно следует побывать хотя бы раз.
Ну а что касается конкретно нашего похода, то во многом он получился таким классным из-за подобравшейся команды. Спасибо всем участникам маршрута за прекрасные позитивные эмоции и особенно за безумные песни, которые мы постоянно напевали. Ну и отдельное спасибо трём медведям.