Мария I Тюдор, ставшая первой коронованной королевой Англии, вошла в историю Европы как одна из самых жестоких правителей. Если отец, Генрих VIII, называл ее «жемчужиной мира», то подданные предпочитали другое прозвище – Мария Кровавая, впоследствии сокращенное до лаконичного Кровавая Мэри. На родине ей не поставили ни одного памятника. А в день ее смерти в стране праздник – отмечают восхождение на трон одной из любимых королев, Елизаветы I.
Незаконнорожденная принцесса
Будущая первая коронованная королева Англии появилась на свет 18 февраля 1516 года. Ее родителями были король Англии Генрих VIII Тюдор и младшая испанская принцесса Екатерина Арагонская. Династия Тюдоров была молодой, Генрих VIII - лишь второй ее представитель на троне. В тридцатилетней войне 1455-1487 годов Алой и Белой розы законные наследники короны были истреблены и парламенту ничего не оставалось, как провозгласить незаконнорожденного сына младшего из ланкастерских принцев королем Генрихом VII Тюдором.
Родителями Екатерины Арагонской была могущественнейшая пара правителей – Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский, владевшие кроме объединенной их браком Испанией, южной Италией, Сицилией, Сардинией и другими островами Средиземного моря. В их царствование произошли крупнейшие исторические события: завершение Реконкисты, открытие Христофором Колумбом Нового Света, изгнание из страны евреев и мавров. А также возрождение инквизиции. Духовник королевы и генеральный инквизитор Томазо Торквемада тщательно разработал и внедрил бесперебойный идеально отработанный конвейер уничтожения еретиков и подозреваемых в ересях.
После нескольких неудачных родов в 1516 году и на восьмом году замужества королева Екатерина произвела на свет единственное жизнеспособное дитя – дочь Марию. Отец был разочарован, но еще надеялся на рождение наследников. Он любил дочь,называл ее лучшей жемчужиной в своей короне и восхищался ее характером серьезным и твердым, плакала девочка очень редко. Мария была прилежной ученицей, ее обучали английскому, латыни, греческому, музыке, танцам и игре на клавесине. Она изучала христианскую литературу, и особенно любила рассказы о женщинах- мученицах и античных девах-воительницах. Окружала принцессу многочисленная, соответствующая высокому положению, свита: капеллан, придворный штат, леди-наставница, няни и служанки. Повзрослев, она занималась верховой ездой и соколиной охотой.
А дальше в жизни юной принцессы начался настоящий кошмар. В 16 лет ее разлучили с матерью, Екатериной Арагонской – это было частью плана Генриха VIII, добивавшегося аннуляции своего брака. После того как церковь, наконец, признала брачный союз ее родителей недействительным, формально девушка стала считаться незаконнорожденной и лишилась права на корону.
Когда новая жена ее отца, Анна Болейн, родила дочь Елизавету – Марию включили в число ее придворных. По свидетельствам некоторых современников, Болейн люто ненавидела падчерицу и использовала любой шанс, чтобы ее унизить. Закончилось все только со смертью мачехи. К счастью, последующие жены любвеобильного Генриха VIII относились к Марии намного лучше. А сама она не сводила счеты – даже участвовала в судьбе сводной сестры, которая после смерти Болейн оказалась практически в том же нищенском статусе, как некогда и сама Мария.
Опальная католичка
В январе 1547 Генрих VIII отошел в мир иной. Корону он завещал малолетнему и слабому здоровьем сыну Эдуарду, единственному наследнику мужского рода, родившемуся от третьего брака с фрейлиной Джейн Сеймур. Согласно преданию, перед смертью он попросил прощения у дочери – за то, что был жесток с ней и не смог обеспечить достойным мужем, – все помолвки Марии расторгались, или кандидаты не устраивали Генриха. И попросил заботиться о младшем брате. В последние годы жизни король вновь «признал» дочь – Мария стала считаться наследницей престола в случае смерти Эдуарда.
Юный Эдуард, во время правления которого в стране упрочилось положение реформаторы, неожиданно скончался через шесть лет, в июле 1553 года. Многие историки считают, что короля отравили. Ведь он умер спустя несколько дней после того, как написал завещание, согласно которому наследницей престола становилась его троюродная сестра, протестантка, 16-летняя леди Джейн Грей. Мария же была ярой католичкой – и как могла сопротивлялась гонениям католиков.
Нелюбимая жена
Новая королева успела побыть в своем статусе всего несколько дней – народ ее не признал. В итоге ставшая пешкой в противостоянии католиков и протестантов девушка была казнена, а трон заняла 37-летняя Мария Тюдор. Коронация состоялась 1 октября 1553 года.
Как и можно было предположить, вскоре королева не испытывала недостатка в предложениях замужества, теперь уже могла выбирать она, а не ее отец. Ну и что из того, что невеста на выданье была далеко не молода и уже не очень хороша собой: невысокого роста, худая, болезненно выглядящая, с почерневшими и наполовину выпавшими зубами и морщинами?
Мария I Тюдор как убежденная католичка вела довольно целомудренный образ жизни. По свидетельствам некоторых источников, она признавалась, что готова даже остаток жизни провести в девичестве – но стране нужен был законный наследник. А, следовательно, ей – муж.
Литераторы приписывали ей влюбленность в адмирала Томаса Сеймура, брата третьей жены Генриха VIII. Но у историков это вызывает сомнение. Честолюбивый адмирал и интриган неудачно сватался к ней и, одновременно, к ее сестре Елизавете уже после смерти короля, а затем быстро женился на вдове Генриха VIII. В итоге он был казнен за измену. Мария в это время была уже далеко не юной девушкой и. судя по всему, прекрасно понимала, что адмирала интересует только власть. Но, возможно, в глубине души она действительно была неравнодушна к Сеймуру.
Но вот в своего мужа Мария I Тюдор влюбилась безоглядно. Как гласит легенда – только по одному его портрету. Испанский князь Филипп II, сын императора Карла V, был невероятно хорош собой, моложе ее на 11 лет. Королеву уговаривали одуматься и выбрать англичанина, но она была непреклонна. В стране начали вспыхивать народные бунты – они были жестоко подавлены. Уже тогда Мария начала проявлять свою жесткость.
Летом 1554 года состоялось бракосочетание – к тому времени Филипп II уже был в статусе монарха и, в отличие от влюбленной невесты, прекрасно понимал, что этот брак - государственный. После свадебной ночи Филипп заметил: «Надо быть Богом, чтобы испить эту чашу!». Он, впрочем, не жил долго в Англии, посещая свою жену только изредка. Между тем Мария очень любила мужа, скучала без него и писала ему длинные письма, засиживаясь до поздней ночи. Он вернулся лишь однажды – летом 1557-го, чтобы уговорить супругу поддержать Испанию в войне с Францией.
В сентябре того же года подданным сообщили счастливую новость: королева ждет наследника, тогда же было составлено завещание, по которому регентом до совершеннолетия ребенка будет Филипп. Но потом выяснилось, что беременность ложная, и королева Мария назначает преемником свою сводную сестру — Елизавету.
Мария Кровавая
Оставшуюся неудовлетворенной страсть Мария I Тюдор обратила в другом направлении – на борьбу с протестантами. Ярость несчастной женщины может быть страшна, к тому же королева не могла забыть, как всего несколько лет назад реформаторы притесняли ее саму. Религиозные преследования продолжались почти четыре года, в 1555 году костры полыхали по всей Англии. Королева велела не щадить даже тех, кто соглашался перейти в католичество.
Мученическую смерть за веру приняли около трех сотен человек, среди жертв преследований были многие видные деятели государства и Церкви. Впоследствии этот период вошел в историю Великобритании как «эпоха мучеников», а сама Мария, к которой изначально народ был весьма благосклонен, заслужила прозвища Кровожадная и Кровавая. Последнее потом было сокращено до более краткого – Кровавая Мэри.
Кровавой эпохе положила конец только смерть сорокадвухлетней Марии. Уже в мае 1558 года становится очевидным, что ложная беременность была симптомом болезни — королева Мария страдала от головной боли, лихорадки, бессонницы, постепенно теряя зрение. Летом она заразилась гриппом и 6 ноября 1558 года официально назначила Елизавету преемником. 17 ноября 1558 года Мария I скончалась. Болезнью, которая вызывала многие боли, историки считают рак матки или кисту яичника. Тело королевы было выставлено для прощания в Сент-Джеймсе больше трех недель. Похоронили ее в Вестминстерском аббатстве.
После смерти Елизаветы I в 1603 году они воссоединились - младшую сестру впоследствии подзахоронили в могилу к Марии. Общее надгробие украшает единственная скульптура – королевы Елизаветы.