Найти тему

Путин поддержал строительство автомобильного моста через Лену за 83 млрд рублей

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству представить предложения относительно строительства автомобильного моста через реку Лену в районе Якутска. Как пишет "Коммерсант", стоимость трехкилометрового моста с 11 км подходов оценивается в 83 млрд руб. с НДС, предусмотрен капитальный грант в 54 млрд руб. и участие частного инвестора. Легковые автомобили смогут ездить по мосту бесплатно, все остальные транспортные средства должны будут платить 1-4 тыс. руб. в зависимости от категории и года реализации проекта.

9 ноября Путин фактически утвердил проект строительства моста через Лену. "Ситуация созрела до реализации", - гласит резолюция президента на письме, в котором глава Якутии Айсен Николаев просит предусмотреть в бюджете средства на проект. Там же президент поручил правительству внести предложение по строительству.

В письме от 8 ноября Николаев сообщает, что власти республики провели переговоры с потенциальными инвесторами о реализации проекта Ленского моста в районе Якутска на основе частной концессионной инициативы. В проекте предусмотрено 3,1 км моста и 10,9 км подходов, стоимость строительства предварительно составит 63,7 млрд руб., из них 9,5 млрд руб. - расходы инвестора. Основную часть суммы составит капитальный грант на 54,2 млрд руб. (47,8 млрд руб. - федеральный бюджет, 6,4 млрд руб. - региональный). С НДС суммарная стоимость проекта составит 82,9 млрд руб., расходы по уплате НДС ложатся на инвестора, чьи совокупные инвестиции, таким образом, составят 28,6 млрд руб.

-2

Если грант будет выделен, строительство моста предполагается завершить в 2025 году. Как пишет Николаев, ввод моста обеспечит рост круглогодичной транспортной доступности населения с 20,9% в 2018 году до 70% в 2025-м, увеличит ВРП Якутии на 2,5-3%, снизит ежегодные затраты на северный завоз на 4,1 млрд руб. Глава региона просит изыскать в бюджете 2021-2024 годов средства на стройку.

Якутск - единственный из ста крупнейших городов России, не имеющий круглогодичного наземного транспортного сообщения с выходом на федеральную дорожную сеть. Зимой автотранспорт идет по зимнику, летом - на пароме, который ждут по два часа. Стабильное сообщение между Восточной и Западной Якутией отсутствует 152 дня в году.

Концепция моста через Лену существует с 1980-х годов, в 2013 году даже состоялся конкурс на его строительство, но соглашение так и не было заключено в связи с ростом политических и экономических рисков, сложной ситуацией на финансовых рынках, в том числе рынках привлечения долгового капитала. Активную работу над проектом возобновили год назад, когда был подписан меморандум о сотрудничестве между правительством Якутии, АО ВИС и китайской CRCC. В группе ВИС сообщили, что проект до сих пор ей интересен.

Путин упомянул о мосте в ходе "Прямой линии" в июне. В августе его внесли в проект нацпрограммы развития ДФО, в сентябре Айсен Николаев говорил, что основные федеральные ведомства дали положительное заключение на строительство. Тогда же мост был включен в "лист ожидания" федерального проекта "Коммуникации между центрами экономического роста" комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ).

Как сообщил представитель вице-премьера Максима Акимова, мост через Лену - первый проект жизнеобеспечения, который будет реализован с привлечением частного капитала. Этот вопрос будет рассмотрен на ближайшем заседании правительственной комиссии по транспорту.

По текущим расчетам, мост вантовой конструкции будет иметь две полосы движения. Прогнозная интенсивность движения в первые годы эксплуатации составит свыше 1,5 млн автомобилей, в том числе каждый пятый автомобиль - грузовой (около 20% трафика). К 2043 году поток превысит 2 млн машин, причем количество грузовиков практически удвоится. Грузовая база на 2025 год должна составить 5,8 млн тонн, среди предприятий, обеспечивающих загрузку, - Жатайская судоверфь, "Сахатрансгаз", ЯТЭК и другие.

Предполагается, что проезд по мосту будет бесплатным для легковых автомобилей и платным для всех остальных категорий транспортных средств. Плата варьируется в зависимости от категории транспортного средства и растет с годами - от примерно 0,95-1 тыс. руб. за транспортное средство II категории (LCV) в первый год эксплуатации до 4 тыс. руб. за транспортное средство IV категории (фуры) в 2043 году. До 2044 общая сумма сборов за проезд может составить около 32 млрд руб.

"Это, наверное, последняя из застарелых проблем, которая требует инфраструктурного решения, и если бы не начали строить Крымский мост, мост через Лену был бы построен раньше, - считает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров.