Найти тему

Профессиональная, любительская и хакерская картография

Оглавление

Продолжение, рекомендуется начать с прочтения первой части

Как было сказано ранее, возьмем фигуру хакера в качестве третьей альтернативы вне каждого любительского/профессионального, новичка/эксперта и пользователя/производителя, которые часто используются при анализе явлений неогеографии и добровольной географической информации (ДГИ) на геовебе. Каждая из этих пар терминов подчеркивает различные аспекты, присущие различным практикам картографирования геокарт, выявляя ряд существенных и часто противоречивых последствий, связанных с тем, кто создает представления о пространстве, а также с тем, как эти представления создаются, управляются и контролируются, и для каких целей.

Профессиональная картография

Профессиональный картограф - это фигура, которую мы традиционно ассоциируем с картографией, используя такие инструменты, как настольные ГИС, а также посредством создания карт на базе интернета (таким образом, твердо стоящая на стороне производителя по оси пользователь/производитель). Эти карты обычно подписываются правительственными, образовательными или корпоративными органами для конкретных нужд этих организаций или в качестве продуктов, поставляемых или продаваемых населению.

Профессиональные карты основаны на данных, которые были проверены на точность и полноту (в определенной степени), а данные, используемые и производимые профессионалом, предназначены для конкретных задач и в определенных масштабах. Аналогичным образом, базовые данные, как правило, лицензируются, чтобы ограничить их доступность для определенных лиц и конкретных видов использования. По всем этим причинам профессиональное картирование требует высокого уровня знаний в области обработки как данных, так и технологий.

Источник изображения: https://i.ytimg.com/vi/_ODrbZUmsfA/maxresdefault.jpg
Источник изображения: https://i.ytimg.com/vi/_ODrbZUmsfA/maxresdefault.jpg

Любительская картография

Любительский картограф в сети - это фигура, часто определяемая исключительно как противоположность профессиональной, отсюда развитие таких терминов, как "неогеография". Любительская роль заключается в создании карт с помощью доступных онлайн-инструментов, таких как Google MyMaps, с использованием уже имеющихся данных в качестве базовой карты или, в случае размыва, также в качестве содержимого карты.

Тот факт, что любители могут создавать карты вообще, является одним из наиболее значимых событий эпохи геовеб, и все же любителям не хватает навыков и опыта для создания новых картографических инструментов или внесения существенного вклада в базовые данные, на которых они составляют свои сводки. Таким образом, хотя любители приближаются к концу спектра производителей, они остаются в основном пользователями картографических инструментов и данных.

Хакерская картография

В отличие от любительской картографии, картография хакеров включает активное техническое участие, которое может осуществляться на нескольких уровнях; картография хакеров участвует в производстве новых тематических данных, а также базовых карт и инструментов, которые могут быть использованы другими. Как и любительские карты, хакерские карты создаются для неофициального использования, но они могут отображать ту же тематику, что и профессиональные карты, создавая альтернативные рамочные данные.

Хакерская картография также сохраняет контроль над доступностью карт и данных, используя лицензии с авторским левом (творческое общее достояние), которые поощряют или требуют повторного использования и обмена данными, в отличие от продуктов любительской картографии, которые, в большинстве случаев, на законных основаниях принадлежат корпоративному поставщику, на территории которого расположена карта.

Таким образом, хотя хакерские картографы редко получают плату за свои усилия и не являются "профессионалами", лицензии на получение данных, которые они производят, предлагают альтернативную экономическую модель профессиональной картографии, чего не пытаются сделать любители картографии.

Наконец, хакерский подход к качеству данных учитывает возможность возникновения некоторых неточностей в данных, но предполагает, что любые ошибки будут исправлены коллективными усилиями. Это резко контрастирует с профессиональным картированием, которое требует определенного уровня точности и обеспечивает выполнение этого требования, ограничивая создание данных небольшим количеством одобренных участников, или любительским картированием, которое открыто для всех, но не содержит средств обеспечения точности.

Хотя этих общих черт картографии хакера достаточно, чтобы отличить ее от профессиональной или любительской картографии, внутренние различия в области картографии хакера часто столь же поразительны. Хакерская культура содержит множество перекрывающихся, а иногда и непоследовательных способов интерпретации и действия отдельных лиц и подгрупп в соответствии с идеалами хакерской этики.

Аналогичным образом, можно обнаружить множество разновидностей хакерской картографии, оспаривающей одно и то же пространство за пределами полюсов профессионализма и любительского мастерства. Некоторые из меняющихся проявлений и внутренних напряженностей в хакерской картографии даже происходят в рамках одного проекта. OpenStreetMap, пожалуй, самый яркий пример хакерской картографии.

Источник изображения: https://pbs.twimg.com/media/Du2EU7ZXQAEE8vL.jpg:large
Источник изображения: https://pbs.twimg.com/media/Du2EU7ZXQAEE8vL.jpg:large

Хакерская картография: OpenStreetMap

Хотя термин "взлом карт" больше не используется повсеместно, примеры картографии хакеров не исчезли; скорее, параллельно с внедрением картографического мэшапа (объединение информации из нескольких источников) Google Maps, на геовебе наблюдается постоянный рост OpenStreetMap, проекта, основанного в 2004 году, совпавший с рассветом взлома карт. OSM получает исходные данные, предоставленные добровольцами в виде GPS треков или аэрофотоснимков, и синтезирует их в сложные географические данные путем совместной фильтрации и редактирования информации, предоставленной добровольцами. В отличие от мэшапов и картографических хакеров, паразитно построенных на Google Maps, OpenStreetMap представляет собой практику, которая является гораздо более совместной, но автономной от любого другого существующего проекта геовеб.

Сообщество OSM является примером этических норм и внутренних противоречий между FLOSS (Free/Libre Open Source Software) и сообществами хакеров, воплощенных в геопространстве: оно верит, что географическая полнота и точность могут быть достигнуты с помощью этики массового участия с открытым исходным кодом, оно поддерживает этику самообучения и идеал меритократии, основанной исключительно на чьем-либо вкладе, оно верит, что свобода информации тесно связана с созданием либеральных демократических субъектов, а также рассматривает эти вопросы через призму социального взаимодействия.

Однако, несмотря на эти общие убеждения, в обществе продолжается борьба за то, каким образом эти убеждения должны претворяться в жизнь. Исследуются четыре темы, где в сообществе OpenStreetMap разрабатываются различные понятия о хакерской этике.

Во-первых, следует ли OSM включать в себя паразитическое повторное использование инструментов, данных и услуг, или же оно должно быть автономным, отвергающим внешние полномочия и опирающимся только на собственные инструменты и данные.

Во-вторых, ценность хакерской картографии заключается как в самостоятельной работе отдельных людей, так и в коллективном принятии решений сообществом.

В-третьих, как сообщество OSM справляется с противоречием между их демократическими идеалами и присущим им элитаризмом онлайн-культуры и сложных технологий.

В-четвертых, правовые дебаты о том, какие формы лицензий на передачу данных лучше всего подходят для хакерских идеалов расширения прав и возможностей пользователей и освобождения информации.

Продолжение можно прочитать тут