Принципы экспертных знаний
Принцип 1: Эксперты внимательно относятся к структурам значимой информации.
Принцип 2: Экспертные знания хорошо организованы в глубоко интегрированных схемах.
Принцип 3: Экспертные знания легко доступны, когда это необходимо, поскольку они содержат информацию о том, когда они будут полезны.
Знают ли эксперты просто больше, чем другие, или же в знаниях эксперта есть что-то качественно иное по сравнению со знаниями неэксперта?
Хотя большинство из нас не стремится получить экспертные знания по многим предметам, которые мы изучаем или изучаем
Стоит подумать о том, в чем отличия экспертных знаний, поскольку они показывают нам, как лучше учиться и преподавать.
Эксперты чувствительны к структурам значимой информации.
Основной принцип восприятия заключается в том, что это зависит от наблюдателя.
Что для вас зеленое, то может быть тиловым для меня;
Дискета для меня может быть любопытным квадратом из жесткого пластика для вас.
Наблюдатель всегда видит мир через свои собственные существующие знания.
Существенную часть разницы между экспертом и новичком можно увидеть в терминах этого принципа.
Конфигурация шахматных фигур на доске, которая будет вкратце рассмотрена, будет смущать и трудно запоминаться для человека, не владеющего шахматами
И даже для человека с определенным опытом в игре.
Но для мастера шахмат конфигурация будет легко усвоена и легко запомнится.
Когда шахматные фигуры помещаются на доску случайным образом, мастер шахмат не лучше новичка в запоминании недолго просматриваемых конфигураций.
Это потому, что конфигурация не имеет смысла.
После десятков тысяч часов игры в шахматы, изучения игр других мастеров, запоминания паттернов ходов, мастер хранит в своей памяти сотни паттернов.
Когда он видит конфигурацию фигур, он разбивает ее на значимые элементы, которые связаны с основной стратегией.
Таким образом, в то время как новичок должен будет попытаться запомнить каждую отдельную фигуру и ее абсолютное или относительное положение на доске, мастер должен будет запомнить лишь несколько кусков.
Мастер может сделать это, потому что он имеет высокоорганизованную структуру знаний, относящихся к этой области.
(Стоит отметить, что опыт весьма специфичен для той или иной области знаний, мастер шахмат запомнит, скажем, список покупок не лучше, чем кто-либо другой).
Экспертные знания хорошо организованы в глубоко интегрированных схемах.
Считается, что эта чувствительность является результатом глубоких концептуальных схем, которые разрабатываются экспертами в своей области знаний.
Схема представляет собой организованный свод знаний, который позволяет пользователю понять ситуацию с набором фактов.
Теории схем включают в себя идею сценариев, которые помогают нам справляться с событиями.
Таким образом, предполагается, что у нас есть ресторанный сценарий, разработанный на основе нашего опыта работы с ресторанами, который подсказывает нам, чего ожидать от ресторана.
Такой сценарий может включать различные мероприятия, которые обычно проводятся в ресторане (сидячие места, заказывая еду, оплачивая счет и т.д.)
А также различные люди, с которыми мы можем взаимодействовать (например, официант/официантка, кассир).
Аналогичным образом, когда мы читаем или слышим рассказы (и многие аспекты наших бесед друг с другом могут быть поняты с точки зрения повествований
А не просто тех, которые мы читаем в книгах), нам помогают в нашем толковании сюжетные схемы или сюжетные грамматики.
Ряд исследований показал, что память лучше подходит для сюжетов, чем для других типов текстов;
что мы склонны помнить события, которые не происходили, если их происхождение является частью нашего ментального сценария;
что нам трудно запоминать истории, которые мы не понимаем
Потому что они не вписываются в наши сценарии.
Основой для этого служат схемы:
ассимилирующая информация
Делать выводы
Принятие решения о том, какие элементы следует принимать во внимание
Помощь в поиске в упорядоченной последовательности
Резюмирование
Помощь в восстановлении памяти, в которой были потеряны многие детали.
Таким образом, схема представляет собой совокупность знаний, которая обеспечивает основу для понимания, кодирования новых знаний, получения информации.
Имея эти рамки, эксперт может быстро понять и приобрести новые знания в своей области знаний
А также быстро найти соответствующие биты знаний, когда она будет востребована.