Пока существовал запрет на любое изображение символов Третьего рейха, редакторы боялись включать в книги даже исторические фото. Потому что мог найтись «дебил», который решит, что это пропаганда нацизма. Такое мнение общественной службе новостей высказал журналист и историк Армен Гаспарян.
Мы обратились к Армену в связи с тем, что Госдума приняла в третьем чтении закон, снимающий запрет на изображение нацисткой символики в СМИ, книгах или иных формах.
Теперь, если такая демонстрация не производится для пропаганды нацизма, она не запрещена. Так же не должна символика служить оправданию преступлений фашисткой Германии.
«Я тот человек, который на протяжении многих лет говорил о том, что существование такого закона – это издевательство над историей. В чистом виде», - сказал Гаспарян.
Собеседник рассказал, что из его книг было вырезано около 40 фотографий:
«Во время подготовки. Потому что в издательстве боялись того, что найдётся «дебил», который решит, что фотография содержащая символы НСДАП будет пропагандировать нацизм».
Историк напомнил о случаях, когда такой пропагандой признавали изображения, направленные строго против пропаганды фашизма:
«Фотографии брошенных к мавзолею знамён, они тоже являются пропагандой нацизма? Или случай во Владивостоке, где пытались осудить человека, когда он на 9 мая повесил карикатуру Кукрыниксов. Это что такое?»
«Поэтому я во всех эфирах говорил: «Хватит издеваться над нами», - подчеркнул эксперт.
Собеседник указал, что существует достаточное количество законных инструментов. С их помощью можно успешно бороться с теми, кто решит сделать из нацистов – героев:
«У нас есть две статьи: 280-я (это «Экстремизм») и 354 в части 3 («Реабилитация нацизма»)».
Историк указал, на страны, где практика вымарывания исторических фактов возведена в ранг государственной политики:
«Когда вы начинаете изымать важные исторические свидетельства, чем это отличается, например, от Украины, где изымают всё, что связано с определёнными этапами жизни в СССР».
«Мне приятно, что повторяемые мною на протяжении многих лет слова наконец-то реализованы», - подытожил Гаспарян.