Исследования показывают, что от 50 до 80 % детей имеют некоторую степень сенсорных проблем.
Сенсорная обработка - это способность мозга правильно интегрировать информацию, поступающую от органов чувств. Информация, которую мы воспринимаем через органы осязания, движения, обоняния, вкуса, зрения и слуха, объединяется с предшествующей информацией, воспоминаниями и знаниями, уже накопленными в мозге, чтобы придать смысл нашему миру.
У людей без расстройств сенсорной обработки вся сенсорная информация, поступающая из окружающей среды, и вся информация, поступающая из нашего организма, работают вместе без помех, поэтому мы знаем, что происходит и что нужно делать. Без сознательного усилия мы отфильтровываем ощущения, которые не являются важными.
Сенсорная обработка происходит сначала путем регистрации, когда ребенок начинает осознавать свое ощущение. Второй этап-это ориентация, которая позволяет ребенку обратить внимание на ощущения.
Затем идет интерпретация: ребенок должен каким-то образом понимать поступающую информацию. Наконец наступает организованность, когда ребенок использует полученную информацию для получения ответа. Это может быть эмоциональное поведение, физическое действие или когнитивная реакция.
Когда сенсорный вход не интегрирован или не организован должным образом в мозге, дети воспринимают мир по - другому. Они не всегда получают точную, достоверную картину своего тела и окружающей среды, и это неверное представление порождает различные степени проблем в развитии, обработке информации и поведении .
Поскольку они не всегда способны обрабатывать информацию, полученную через органы чувств, они не могут легко адаптироваться к ситуации. Нейробиология сенсорных систем дисфункциональна и поэтому искажает способность индивида к восприятию мир правильно устроен.
Люди должны быть способны воспринимать, интерпретировать и обрабатывать информацию , чтобы они могли узнать об окружающем мире. Если они не в состоянии сделать это, они могут чувствовать себя некомфортно, что может проявляться в таких поведениях, как отключение или махание рукой.
Дети с нарушением сенсорной обработки могут испытывать трудности с "чтением сигналов" , как вербальных, так и невербальных, из окружающей среды. Дисфункция в этой области затрудняет адаптацию людей к окружающей их среде и их функционирование так же, как и у других людей.
Они могут быть сверхчувствительны к звуку или прикосновению, или не могут отфильтровать отвлекающие шумы- es или текстуры одежды. Их ответом на эти стимулы могут быть импульсивные двигательные действия, шум или бегство.
Эта гиперчувствительность также известна как сверхреактивность или сенсорная защищенность . Дети с такой реакцией могут жаловаться на то, как они чувствуют одежду, могут быть придирчивыми едоками и застрять на одной определенном типе еды.
Они могут быть не в состоянии выдержать нормальное освещение в комнате. Они возможно чувствительны к запахам, так, что проходя мимо мясного их может тошнить.
Некоторые дети чрезмерно чувствительны к звукам и часто закрывают уши, даже когда слушают то, что другими воспринимается как нормальный звук. Они обычно чувствуют себя некомфортно с шумом когда много людей и отключаются.
Дети с повышенной чувствительностью всегда готовы защитить себя от реальных или воображаемых опасностей в непредсказуемом мире. Их поведение может показаться тревожным, эгоцентричным или упрямым, потому что воображаемая опасность очень реальна для них.
Дети с проблемами сенсорной обработки также могут иметь противоположную реакцию и быть недостаточно восприимчивыми.
Это называется гипочувствительность и характеризуется необычайно высокой толерантностью к внешним раздражителям. Вместо того чтобы избегать запахов, они стремятся усилить их, обнюхивая людей, предметы и пищу.
Вместо того, чтобы избегать прикосновений или прикосновений, они будут постоянно стремиться контакта с вещами, ища дополнительную стимуляцию.
Вместо того, чтобы легко избегать движения и утомления, они могут чрезмерно жаждать интенсивного движения и любить вращаться, качаться и прыгать, и может находиться в постоянном движении.
У них может легко закружиться голова—или вообще никогда. Они могут казаться беспокойными и гиперактивными, потому что они гипореактивны и пытаются повысить свою бдительность путем поиска сенсорной стимуляции.
Когда дети гипореактивны к ощущениям, они недостаточно защищены и больше склонны делать то, что ставит их в опасное положение, например, выбегать на улицу или прыгать с высоты. Они часто имеют высокий болевой порог и могут получить травму и не осознавать этого.
Кроме того, некоторые дети могут колебаться между этими крайностями. Их уровень возбуждения является неустойчивым и не обязательно имеет отношение к самим стимулам. Это означает, что очень трудно предсказать, как они могут реагировать.
Типы расстройств сенсорной обработки
Расстройство сенсорной модуляции (РСМ)
Сенсорная модуляция относится к процессу, посредством которого сообщения от сенсорной системы передают информацию об интенсивности, частоте, длительности, сложности и новизне сенсорных стимулов. Обычно мы отвечаем с соответствующим градацией реакция, не преувеличенная и не преувеличенная.
Миллер в своей книге Sensational Kids описывает расстройство сенсорной модуляции (SMD) как то, что делает его трудным для детей, чтобы соответствовать интенсивности их реакции на интенсивность ощущения.
"Даже во сне их двигатель работает слишком быстро, как двигатель автомобиля, когда холостой ход установлен слишком высоко. Это заставляет звуки и другие ощущения казаться более интенсивными ... Даже что-то такое невинное, как хлопанье дверью может мгновенно привести в состояние полной бдительности...
Сенсорно - моторное расстройство (СМР)
Эта дисфункция возникает, когда сенсорная информация проприоцептивной и вестибулярной систем неверно интерпретируется или неправильно обрабатывается. Проприоцептивная система позволяет нам знать, что делают наши части тела, даже в темноте, когда мы не можем их видеть.
Вестибулярный аппарат говорит нам когда мы наклоняемся или стоим на месте. Когда центральная нервная система ребенка испытывает трудности с использованием сенсорной информации из этих систем, он может проявлять неспособность выполнять последовательность действий, которые необходимы для того, чтобы сделать то, что ребенок хочет сделать, например, имитировать какие-то действия, заниматься спортом, попасть на тренировку, кататься на велосипеде или подняться по лестнице.
Такие дети часто неуклюжи, непреднамеренно ломают игрушки или спотыкаются о вещи. Это также могут быть дети, которые предпочитают фантазийные игры, а не движение. Это еще один подтип, при котором ребенок кажется слабым, легко устает.
Расстройство сенсорной дискриминации (ССД)
Это неспособность различать сходные ощущения. Процесс, в ходе которого мы воспринимаем информацию, доставляемую нашими органами чувств, интегрируем, интерпретируем, анализируем и связываем ее со всеми данными, которые накопили и эффективно используем полученную информацию.
Это позволяет нам знать, что у нас в руках не глядя, находить вещи только на ощупь, писать на странице, различать запахи, слышать. Это расстройство может проявляться как невнимательность, неорганизованность и плохая успеваемость в школе.
Сенсорные проблемы могут быть разной интенсивности. То, что ребенка раздражает шершавость свитера, считается типичным сенсорным ответом для любого человека.
Однако, когда на ребенка настолько сильно воздействуют тактильные ощущения или другие сенсорные сигналы, так что он полностью отстраняется, становится гиперактивным или набрасывается, сенсорные проблемы ребенка считаются достаточно серьезными и требуют терапевтического вмешательство.