Легенда Сонной лощины
На создание «Сонной лощины» Бёртона вдохновила одноимённая повесть Вашингтона Ирвинга, вышедшая в 1820 году. Её герой, долговязый, нескладный и крайне суеверный учитель из Коннектикута Икабод Крейн, приезжает в голландское поселение Сонная Лощина близ Тарритауна (ныне часть Нью-Йорка). Там он ввязывается в соперничество за руку и сердце юной красотки Катрины, дочери и единственной наследницы богатого фермера Балтуса ван Тассела. Его противник — бравый парень и местный заводила Авраам ван Брант, известный под прозвищем Бром Бонсом.
Как-то осенним вечером, возвращаясь с удачной, по его мнению, вечеринки у ван Тасселов, Икабод встречает ужасного безголового всадника. Незадачливый жених дает стрекача и таинственным образом исчезает из Сонной Лощины. А Катрина выходит замуж за ван Бранта, который как будто бы знает секрет всадника без головы.
Гравюра-иллюстрация к повести Ирвинга, 1876 год
Сложно сказать, откуда Ирвинг почерпнул сюжет повести. Возможно, путешествуя по Европе, он услышал немецкую народную сказку о Диком охотнике — историю с похожими мотивами. Но, скорее всего, сюжет пришёл к писателю, когда тот с семьёй недолго жил в Тарритауне. В конце XVIII века в диаспоре голландских американцев ходила легенда о гессенском кавалеристе, немецком наёмнике времен Войны за независимость. Бедняге снесло голову пушечным ядром, и с тех пор тёмными ночами он скачет по лесам и дорогам в поисках своей головы.
Легенда могла иметь под собой историческую почву — похожий случай упоминается в мемуарах ветерана Войны за независимость, генерал-майора Уильяма Хита. Он пишет, что 1 ноября 1779 года во время битвы в десяти милях от Тарритауна одному гессенскому солдату оторвало голову пушечным выстрелом.
Дословную экранизацию «Сонной лощины» студия Disney сняла еще в 1946 году. Ни убавишь, ни прибавишь!
Именно изначальная мрачная легенда и приглянулась Тиму Бёртону. Повесть в ироничном ключе высмеивает мещанство и суеверия: Икабод Крейн в ней несимпатичный глуповатый обжора, желающий не столько жениться на прекрасной Катрин ван Тассель, сколько завладеть богатыми закромами её отца. Всадник без головы тут выступает в роли злой шутки, призванной проучить зарвавшегося и суеверного учителя. Конечно, Бёртону было неинтересно морализаторство прошлого века. А вот история безголового кавалериста — вполне.
Старые новые ужасы
К моменту съёмок «Сонной лощины» «главный гот Голливуда» слегка подрастерял форму. За предыдущие годы он снял откровенно фестивальный проект для души — биографию легендарного режиссера Эда Вуда — и блистательный «Марс атакует!», лишенный, однако, фирменного бёртоновского флёра. «Сонной лощиной» Бёртон снова хотел заявить о себе как о мастере-рассказчике страшных историй. Он решил снять фильм, достойный классических ужасов студий Universal и Hammer.
Когда мы слышим, что фильм снял Тим Бёртон, мы редко задумываемся, кто ещё стоял по ту сторону камеры. Большой вклад в «Сонную лощину» внёс мексиканский оператор Эммануэль Любецки, позднее удостоившийся «Оскаров» за работу над «Гравитацией» и «Бёрдменом». Он же предложил ряд удачных идей: например, делать акцент в кадре на мелочах, как бытовых, так и мистических.
«Лощина» могла быть черно-белой…
…но, к счастью, не стала
Сначала Бёртон и Любецки хотели сделать «Лощину» чёрно-белой и снимать в старом киноформате 1.37:1. Но задумка не оправдала себя на тестах, так что палитру фильма просто сделали максимально монохромной. Его снимали через голубой фильтр, чтобы усилить «волшебную» атмосферу и подчеркнуть красный цвет крови. Снимая «Лощину», Любецки ориентировался на мексиканские хорроры и позаимствовал из них некоторые световые решения.
Бёртон же вдохновлялся готическими хоррорами итальянского кинорежиссера 1960-х Марио Бавы. Под влиянием его фильмов он внёс важную коррективу в сценарий: Икабод Крейн из учителя превратился в нью-йоркского детектива. Сценарный «скелет» нового фильма Бёртон позаимствовал у одного из фильмов Бавы — «Операция „Страх“». Там в деревню, на которую наводит ужас злой призрак маленькой девочки, приезжает студент-медик и начинает расследование, а деревенская ведьма пытается ему помочь. Не удержался Бёртон и от сцены-оммажа: сцена, в которой маленький Икабод видит свою мёртвую мать, с кровавыми ранами на лице от шипов железной девы, в точности цитирует кадры из фильма Бавы «Маска Сатаны».
«Маска Сатаны»: «железная дева» и последствия её применения
Красавчик Джонни
Выбор Джонни Деппа на главную роль был молниеносным. К тому времени Бёртон уже дважды поработал с актёром, в «Эдварде Руки-ножницы» и «Эде Вуде». Депп стал его фаворитом — и останется на долгие годы. Студия Paramount настаивала на рассмотрении кандидатур Дэниела Дэй-Льюиса, Лиама Нисона и даже Брэда Питта, но Бёртон настоял на своём.
Икабод мог стать и более комическим персонажем
Депп воодушевленно подошел к роли Икабода — ему давно хотелось сыграть в классическом фильме ужасов. Он посчитал, что герой изображён в сценарии слишком миловидным, и предлагал сделать ему гротескный грим, чтобы приблизить образ Икабода к книжному: огромный нос, большие уши и непропорциональный подбородок. Но у Бёртона было своё видение персонажа. Ему нужен был совсем другой Икабод — симпатичный молодой человек, странноватый, по-юношески застенчивый и истерично пугливый. К тому же Бёртон хотел отразить дух хаммеровских фильмов ужасов и приблизить Икабода к героям Винсента Прайса, Питера Кушинга и Кристофера Ли. В итоге новая трактовка персонажа прекрасно вписалась в мистический хоррор.
Кристофер Ли исполнил эпизодическую роль судьи в самом начале фильма
Деревня за миллион долларов
Для съёмок создатели пытались найти аутентичный городок в исторических местах, где селились голландские иммигранты-пилигримы. План обернулся крахом — во многом из-за творческих амбиций съёмочной группы. В штате Нью-Йорк сохранилось множество построек начала XIX века и живописных лесных массивов, но ни одна локация не передавала атмосферу уединённости и колдовской жути. А полностью полагаться на спецэффекты команда не хотела — нужна была «душа»! За ней пришлось отправиться в Великобританию.
В Букингемшире, в местечке Хэмблден, за четыре месяца и 1,3 миллиона долларов была отстроена старинная деревня. На тот момент это были самые масштабные съёмочные декорации на территории Англии, созданные с нуля. Архитектурный комплекс включал 12 зданий с полной внутренней отделкой и интерьерами. Продакшн-дизайнер Рик Хейнрикс, ответственный за концепты фильма, хотел, чтобы вид домов не только был исторически достоверным, но и внушал зрителю чувство сопричастности к мистической тайне. Вся съёмочная команда и актеры признавались: деревня получилась настолько настоящей, что у них возникало ощущение реальности происходящего.
Примечание: в материале использованы фотоматериалы из открытых источников в интернете, все права принадлежат их авторам, если вы считаете, что публикация какой-либо фотографии нарушает ваши права, пожалуйста, свяжитесь с нами, фотография будет немедленно удалена. Источник: https://www.mirf.ru/