Найти тему
ALL-IN

Феномен который преследует всех нас!

Оглавление

Феномен Баадера — Майнхоф, также иллюзия частотности — это когнитивное искажение, при котором недавно узнанная информация, появляющаяся вновь спустя непродолжительный период времени, воспринимается как необычайно часто повторяющаяся.

Фото с поисковика Google.
Фото с поисковика Google.

Происхождение названия.

Название родилось в 1994 году, когда американская газета опубликовала историю читателя, читатель услышал за сутки дважды про "банду Баадера — Майнхоф" ранее ему неизвестную, после этого редакция получила множество историй от читателей про эту банду.

Явление.

Простыми словами, этот феномен - искажение человеческого мышления. Люди, после приобретение некой информации начинает замечать ее повсюду.

Арнольд Цвики предположил, что иллюзия частотности является результатом совместного действия двух когнитивных искажений: селективное внимание и склонности к подтверждению своей точки зрения. Селективное (выборочное) внимание позволяет сознанию отбирать для дальнейшей обработки приоритетную информацию, обладающую наибольшей степенью релевантности для конкретной ситуации, и отбрасывать остальной, не имеющий на определённый момент важности массив воспринимаемой информации. Склонность к подтверждению своей точки зрения представляет собой тенденцию отдавать предпочтение информации, которая соответствует разделяемой точке зрения, вне зависимости от её истинности. При этом информация в большинстве случаев подбирается выборочно, интерпретируется предвзято и недостоверно фиксируется в памяти. Таким образом, приоритетность обработанной сознанием новой информации, подкреплённая зачастую непреднамеренной предвзятостью при оценке повторных случаев её восприятия, обуславливает возникновение феномена.
Отличительная особенность феномена Баадера — Майнхоф заключается в том, что значительное количество упоминаний конкретной информации и возросший интерес к ней в обществе на самом деле не являются таковыми. В случае с частотной иллюзией подобная ситуация лишь воспринимается специфически человеком, находящимся под воздействием феномена. При возникновении устойчивого повышения интереса общества или его части к определённому явлению (например, новое понятие, новая песня, книга и т. д.) существует вероятность того, что человек узнает о данном явлении на начальном этапе или в разгар его популярности. Соответственно, количество упоминаний о нем действительно будет увеличиваться, что подтверждает реальность, а не иллюзорность восприятия.

Возможно у вас был случай когда вы в своей голове что-то придумали, и спустя день-два начали замечать свою гениальную идею везде. Такое случается, раздражающее чувство!