В прошлом посте про строительство самодельного автодома я рассказал про второй аккумулятор, который поставил для жилых нужд: освещение в салоне, холодильник, зарядка ноутбуков и питание других устройств напряжением 220В. В этот раз расскажу про то, как я этот аккумулятор заряжаю - про солнечные панели.
О проекте и ссылки на все фотоотчеты о строительстве автодома
В обычных автомобилях и мини-кемперах может не быть второго аккумулятора. Все питание берется с основного автомобильного, который заряжается от генератора под капотом. Если же есть второй аккум, то его тоже надо заряжать. Можно подключить два аккумулятора в одну систему, тогда генератор машины будет заряжать сразу два аккума. Но что если автодом стоит несколько дней без движения, и при этом энергия расходуется? А еще не бывает возможность подключиться к внешнему электричеству. В этом случае ставят солнечные панели на крышу.
Я решил, что поставлю две тонкие и гибкие панели. Они легче, их проще крепить на крыше, не нужны крепления и арматура. Достаточно мощного скотча. Но гибкие панели дороже обычных процентов на 20-30, а их эффективность при этом примерно на те же цифры меньше, чем у обычных толстых панелей. Я знал, на что иду, мне важнее была простота крепления. А еще тот факт, что машина с тонкими панелями не выделяется из "толпы".
Я заказал панели E-Power EP-110W-SP, каждая рассчитана на 12 вольт и выдает максимум 110Вт (рабочее напряжение 18,5 вольт, рабочий ток - 5,95 А). Приехали почтой из Владивостока в жесткой упаковке из картона и листами фанеры для жесткости. На солнечные элементы панелей была наклеена заводская пленка. Не стал их отдирать до установки. Выглядят панели весьма солидно.
Долго думал, как лучше всего прикрепить их на крыше. Габариты каждой панели 1050 х 540 х 3 мм. Вес каждой всего 1,75 кг. В теории достаточно было приклеить их к крыше мощным двухсторонним скотчем. Но нужное количество такого скотча стоит немалых денег. В итоге решил сделать комбинацию крепежей. Несколько полосок супер-скотча, по углам площадки для стяжек + металлические стяжки, плюс по периметру армированный скотч. Последний нужен больше для того, чтобы убрать возможный эффект парусности, чтобы потоками воздуха панели не сорвало.
Да, неидеальное и не эстетичное крепление, согласен. Но быстро и держится. Выдержал более 15000 километров пробега, в том числе со скоростями 120+. Весной проведу ревизию крепежей и наверное переклеим скотч по периметру.
Панели подключил последовательно, чтобы получить больше напряжения. Это может быть важно, когда стоишь в тени или днем нет солнца. Провода провел через край крыши, сделал две дырки и спустил в салон через сальники. А там провода идут в MPPT-контроллер, про который позже расскажу.
Свою функцию панели выполняют хорошо, аккумулятор заряжается. В самую жару они выдавали более 7,5 ампер тока, судя по экранчику контроллера. Пока не разобрался полностью с его показаниями, поэтому не могу толком сказать, какую мощность они в этот момент выдавали. Надо будет как-нибудь тестером померить. Напомню, всю электрику по автодому делал я сам, но в электрике до этого был совершеннейший профан. Изучил вопрос в необходимом минимуме, но кое с чем еще предстоит разобраться.
Еще в планах соединить два аккумулятора, чтобы на ходу салонный аккумулятор заряжался вместе с автомобильным. Солнечных панелей хватает в ясные дни, но в пасмурные или в тени с включенным холодильником панели не могут зарядить объемный аккум на 100%. А так как мы часто находимся в движении, соединение аккумуляторов должно решить эту проблему.