На тему выживания и постапокалипсиса киноиндустрия высказывалась множество раз, и, казалось бы, в этом формате сложно придумать что-то новое. Но что будет, если на первый план в сюжете вынести не последствия глобальной катастрофы в виде толп ходячих мертвецов, а отношения между людьми? И разбавить эту палитру атмосферными кадрами умирающего города, от которых мурашки бегут по коже.
Сериал «Эпидемия» по качеству драматургии и экшен-составляющей не уступает зарубежным, а проблемы морали, которые поднимают создатели многосерийного фильма, близки каждому жителю нашей страны.
Первый российский сериал на фестивале в Каннах
Первый эпизод «Эпидемии» был показан широкой публике в апреле этого года на фестивале сериалов Canneseries во Франции, и это первый российский проект, который смог пробиться в основную программу престижного смотра.
Постапокалиптическая драма была отобрана из числа 1500 заявок со всего мира. Канны встретили сериал аплодисментами, а европейские критики выстроились в очередь за интервью к русским актрисам Виктории Исаковой и Марьяне Спивак.
Создан на основе мирового бестселлера
В основе сюжета «Эпидемии» – роман Яны Вагнер «Вонгозеро», который стал мировым бестселлером и был переведен на 12 языков. В центре истории – небольшая группа людей, которой удалось выжить после того, как по всей России начал бушевать страшный вирус. Но если в книге читатель погружается в камерное повествование личного дневника Ани, на глазах которой рушится привычный ей мир, то экранизация превратилась в динамичный роуд-муви, где нет места долгим внутренним монологам и рефлексии.
События в «Эпидемии» разворачиваются молниеносно. Мирная жизнь главного героя Сергея резко обрывается, когда он вынужден сорваться с домашнего ужина с соседями в зараженную Москву, чтобы спасти свою бывшую жену и сына от первого брака. Ему приходится подкупать водителя грузовика, чтобы проникнуть в закрытый город, уворачиваться от пуль уличных банд и силовиков, а экс-супруга, несмотря на царящий вокруг хаос, продолжает упрекать его в неверности.
Фантастические события в реальном мире
«Эпидемия» смотрится на одном дыхании не только из-за динамичных экшен-сцен. Все действие разворачивается в привычном нам пространстве городов-миллионников: зритель видит, как вирус проникает в обычную школу в спальном районе, зараженных людей на улице, которые выглядят как сумасшедшие.
Одна из самых жутких и драматических сцен в пилоте – эпизод с заражением маленькой девочки в школе. Ее обесцвеченный пустой взгляд и агрессивное поведение напоминают Риган из классического хоррора «Изгоняющий дьявола», но как только военные-чистильщики обливают ее неизвестной серой жидкостью она превращается в обычного напуганного ребенка. Неизвестная эпидемия тем и страшна, что ставит людей в положение, когда приходится делать выбор между своей жизнью и жизнью близких людей.
Эффект погружения в происходящее усиливается, благодаря вкраплениям цифровой среды, где правда подается «горячей» и достоверность информации не подвергается сомнению. Страшные новости люди узнают из роликов в соцсетях, а не из новостного выпуска, где обличающие комментарии врача прерываются рекламой лекарства от кашля.
Простые люди становятся настоящими героями
Ощутимый акцент в «Эпидемии» сделан на характерах героев и их психологическом состоянии в условиях стресса. Главный герой Сергей (Кирилл Кяро), который неожиданно оказался во главе выжившей группы, мечется между прошлым и настоящим.
С одной стороны, на него цинично давит бывшая жена Ирина (Марьяна Спивак), которая призывает решать любой конфликт радикальными методами, с другой – нынешняя супруга Аня (Виктория Исакова), которая по своей натуре миротворец. А еще есть друзья, жизненные ценности которых не совпадают с мировоззрением Сергея и Ани. Леня (Александр Робак) – глава семьи, живущей по соседству, – не отличается чувством такта и за ужином позволяет отпускать неуместные шутки и едкие высказывания в адрес сына Сергея и Ани, который живет с синдромом Аспергера. В конце концов интеллигентная Аня не выдерживает и взрывается обличительной тирадой в адрес недалекого мужчины.
Находясь под перекрестным огнем эмоций двух главных женщин его жизни, Сергей встает перед сложным выбором: бросить друзей, которые их предали во главе с Леней, или вернуться за ними, рискуя погибнуть под пулями мародеров?
В «Эпидемии» есть много образов, знакомых каждому из нас: глуповатые, но влиятельные богачи, их такие же недалекие жены, юная оторва с неконтролируемой тягой к выпивке, гениальный затворник и мудрый старик – ученый в отставке и отец Сергея. Именно он знает единственный путь спасения – длиной в 1000 км – к тому самому Вонгозеру, затерянному в холодной Карелии.
Это один из лучших образов актера Юрия Кузнецова, которого зрители полюбили по роли Мухомора из культовых «Улиц разбитых фонарей». Его герой – Борис – не боится взять ружье в руки, а его знания о выживании вдали от цивилизации не ограничиваются просмотрами известных телешоу.
Зрители с нетерпением ждут появления в сериале актрисы Анны Михалковой. Она играет персонажа, которого не было в оригинальном романе «Вонгозеро». Для ее героини сценаристы написали отдельную сюжетную линию, но когда Яна Вагнер узнала, что Анна будет сниматься в «Эпидемии», то сказала, что для Михалковой с радостью бы придумала что-нибудь сама.
Кого сыграет звезда «Обычной женщины» и «Кококо», зрители узнают в новых сериях «Эпидемии».
Необычные для сериалов съемки и ракурсы
До того, как занять режиссерское кресло, Павел Костомаров («Чернобыль. Зона отчуждения», 2 сезон) работал на съемочной площадке оператором. Среди наиболее заметных его работ – психологическая драма «Как я провел этим летом» (2010), где качество и уровень съемок умиротворенной чукотской природы дадут фору любому проекту National Geographic.
Умение находить необычные ракурсы и технические подходы пригодилось Павлу во время работы над «Эпидемией»: захватывающие съемки с экшен-камеры, впечатляющие кадры с коптера или необычные, снятые как будто из-за угла переходы с движением камеры по сложной траектории делают картинку на экране «живой», словно зритель сам попал в ловушку блокпостов на выезде из Москвы или прячется в холодном зимнем лесу от бандитов.
Чтобы передать постапокалиптическую атмосферу умирающего города, Павел вместе с оператором Давидом Хайзниковым ездили во Внуково, где теплицы местного агрокомбината освещают ночное небо оранжевым светом. Снятые там кадры вошли в пилотный эпизод и легли в основу эффекта токсичного неба над Москвой.
Съемки сериала проходили не только в столице: так, команда «Эпидемии» отправилась в настоящую экспедицию в Архангельскую область в поисках красивой натуры. Их выбор пал на места под городом Онега, где каскадеры и специалисты по оружию учили актеров по-настоящему стрелять из пистолетов, ружей и обрезов.
Талантливое кино на пересечении нескольких жанров
«Эпидемия» – кино, снятое талантливыми людьми и скроенное по канонам нескольких жанров: это и фильм-катастрофа, но без избыточного пафоса, свойственного этой форме, и боевик, и драма. Это рассказ, о том как меняется обычные люди в экстремальных условиях: с каждой серией их отношения становятся сложней, им приходится учится наступать себе на горло, чтобы забыть старые обиды и дальше бороться за выживание.
Если вы все еще не посмотрели самую захватывающую историю этой осени, то подключайтесь к платформе PREMIER. Там вы сможете увидеть пилотный эпизод и новую серию, которая выйдет уже в этот четверг – 21 ноября. Для всех новых пользователей действует бесплатный трехдневный период >>>