Из воспоминаний ветерана Расщепкина В.И.
Фрицы нас остановили, набили тогда танков с двух сторон порядка 500 под Тыргу-Фрумосом. Данная операция нигде не упоминается. Настоящая бойня была! Город перед нами находился. Мы наблюдательный пункт построили. Вот там встретился на передовой с Малиновским и Шумиловым, когда дежурил по НП полка.
С командного пункта полка передали, смотри, к вам идет большой начальник. Готовься Расщепин и документы приготовь. Посмотрел журнал наблюдений, где что произошло, сколько танков и повозок. Сделал схему полей невидимости и схему полей наблюдения. Перед нами элеватор, за нами высота 322 м. На данной высоте два кургана, на одном из них мой наблюдательный пункт. На втором наблюдательный пункт арполка Кравченко. Один разведчик наблюдает, второго поставил в траншею. Приказал, чтобы всех заставлял следовать по траншее. Чтобы сгонял в траншею и не допускал демаскировку наблюдательного пункта. Фрицы от нас на дистанции в 500 м.
Так сидел и работал, вдруг услышал. Разведчик в траншее кричал: "Сойти в траншею! Кому сказал!". Выскочил и посмотрел, идет группа человек 20, идет поверх траншеи. Опасно. Солдат дал очередь в воздух и крикнул: "Сойти в траншею, стрелять буду!". Большинство попрыгали, но четверо дошли до нормального спуска в траншею. Солидные люди все в комбезах. Комбинезоны зеленые. Впереди здоровый мужик идет, кто такой не знаю. Присмотрелся и разглядел генерал-лейтенанта.
Подбежал и рапортую: "Товарищ генерал-лейтенант дежурный по наблюдательному пункту лейтенант Расщепкин. За время моего дежурства по дороге прошло 19 единиц техники и далее следует перечисление". Он мне-молодец, только устав не знаешь, рядом командующий стоит, а ты мне рапортуешь командарму. Так опростоволосился, смутился, вдруг услышал. Тот кто сзади был сказал: "Подвинься, загородил Румынию, но и всю Россию прикрыл. Он же ничего не видит".
Вперед вышел Малиновский, одет в комбинезон, фуражка синяя кавалерийская. Руку подал и спрашивает: "Лейтенант, а стереотруба у тебя есть?"-"Есть"-"Проведи к ней". Довел до стереотрубы, там разведчик сидит, согнал и место освободил. Малиновский генерал-полковник. Он был без погон, первый с погонами. Сидим в траншее, Малиновский к трубе прильнул, рядом Шумилов и другие командующие войсками фронта. Малиновский проводил рекогносцировку перед наступлением, подбирал место где пустить танки, где нанести удар. Только потом понял, что он проводил.
Он повернулся ко мне: "Лейтенант поблизости артиллеристы есть?"-"На другом кургане сидят"-"Давай их сюда!". Перебежал быстро. Командир у них спит. Стал дергать за ноги, товарищ капитан, командующий вызывает! Он брыкается, потом узнал. Перевернулся и говорит: "Иди отсюда!". Кричу: "Командующий фронта зовет!". У меня там Шумилов и генералы. Он начал сапоги надевать, потом остальное.
Пропустил Кравченко вперед для доклада Малиновскому. Малиновский у него основное направление полка полка спросил. Тот тык-мык, есть схема ориентиров по линии видимости. Малиновский опять дай основное направление полка! Кравченко окончательно сбился. Малиновский у него спрашивает: "Церковь видишь?"-"Дай полком по 5 снарядов". Кравченко послал за своим телефонистом, стал готовить данные. Если бы они были ранее готовы, скомандовал и все. Начал пристрелку, командует. Снаряд в районе цели упал, поправки произвел, дал поправки каждому дивизиону. Время идет, он про себя ругается.
Прошло минут 30 и открыл первый огонь. Красная пыль поднялась, церковь не видно. Генералы все лезут посмотреть. Им кричу, что снайпера работают. Пыль осела, церковь на месте стоит, 130 снарядов ничего не сделали. Малиновский плюнул и говорит: "Элеватор видишь? Пять снарядов по нему!". При стрельбе по элеватору даже пыли не было, он же бетонный. Малиновский стал ругаться, пообещал командующего артиллерией фронта на Кравченко натравить. Кравченко дрожит. Пули стали по кургану чиркать.
На генералов кричу: " Не лазьте, фрицы стрелять начали!". Мины и снаряды стали рваться. Один осколок около Шумилова упал. Он схватил и бросил. Потом плюнул и выругался. Генералы все присели и больше не высовываются. Кравченко мне тогда говорит: "Ты здесь главный, предложи командующему в блиндаж спустится".
Подошел к Малиновскому и сказал: "Как старший по НП прошу пройти в убежище, иначе беды не миновать, а я за вас отвечаю". Он посмотрел, с собой борется. Ладно уговорил. Привел весь генералитет в блиндаж. Все притихли, молчат. Малиновский открыл пачку Казбека для всех. Стал просить документацию, журнал наблюдений и схему ориентиров. Все показал. Минометный огонь усилился, пришлось сидеть часа полтора. Далее огонь стих. Малиновский сказал: "Пора и свою работу выполнять, загостились тут. Благодарим тебя, лейтенант, за прием, разреши откланяться. Тут мне сказали, что я желаю покомандовать, но нет, не приходила в голову данная мысль".
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.
ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:
ИЗ ВАГОНОВ КРИЧАЛИ
КАЛМЫКИ И НЕМЦЫ
НАДО БЫЛО БЫСТРО УНИЧТОЖИТЬ