Мы не можем предотвратить массовое истощение в долгосрочной перспективе, поскольку это естественный и непрерывный процесс, однако во многих ситуациях мы можем предпринять действия, чтобы уменьшить или смягчить его пагубное воздействие на людей и инфраструктуру.
Там, где мы не можем ни задержать, ни смягчить массовые потери, нам следует подумать о том, чтобы уйти с дороги.
Предотвращение и отсрочка массового истощения
Приятно думать, что мы можем предотвратить некоторые последствия массового истощения с помощью механических средств, таких как каменные болты на дороге прорезанной в горе, или сверлильные отверстия, используемые для отвода воды из склона или на строительстве физических барьеров, таких как подпорные стены.
Мы должны помнить, что дела людей ограничены по сравнению с работами природы.
Каменные болты на дороге, проложенной в бухте Порто, через несколько лет будут медленно разрушаться, и через несколько десятилетий многие из них начнут терять свою прочность.
Если они не будут заменены, они больше не будут поддерживать этот уклон.
Аналогичным образом, дренажные отверстия на горке Дауни в конечном итоге будут забиты химическими осадками, и если они не будут периодически отключаться, их эффективность будет снижаться.
В конце концов, если не будут пробурены новые отверстия, дренаж будет настолько нарушен, что задвижка снова начнет двигаться.
Вот почему на этих участках важен тщательный мониторинг склонов инженерами-геологами и геотехниками.
Дело в том, что наши усилия по «предотвращению» массового истощения столь же хороши, как и наша решимость поддерживать эти превентивные меры.
Отсрочка массовых потерь - это, конечно, достойное усилие, потому что в то время, когда меры все еще эффективны, они могут спасти жизни и уменьшить ущерб имуществу и инфраструктуре.
Другая сторона медали в том, что мы должны быть осторожны, чтобы избежать действий, которые могут сделать массовые потери более вероятными.
Одной из наиболее распространенных антропогенных причин массового истощения является строительство дорог, и это касается как удаленных гравийных дорог, построенных для лесного и горного дела, так и крупных городских и региональных автомагистралей.
Строительство дорог является потенциальной проблемой по двум причинам.
- Во-первых, создание плоского дорожного покрытия на склоне неизбежно предполагает создание обрезанного берега, который круче первоначального склона.
- Это может также включать создание заполненного берега, который будет круче и слабее исходного склона.
- Во-вторых, дороги, как правило, пересекают естественные элементы дренажа, и, если не принять особого внимания, чтобы перенаправить сточную воду и предотвратить ее образование концентрированных потоков, это может привести к перенасыщению материала.
Помимо проблем с водой, инженеры, строящие дороги и другую инфраструктуру на склонах коренных пород, должны четко знать геологию и особенно любые слабые или неоднородные породы, связанные с залеганием, трещиноватостью или слоением.
Если возможно, следует избегать подобных ситуаций - путем строительства в другом месте - вместо того, чтобы пытаться сшить уклон обратно вместе с помощью каменных болтов.
Широко распространено мнение, что строительство зданий на вершинах крутых склонов может способствовать нестабильности склона. Это, вероятно, правда, но не из-за веса здания.
Типичный дом обычно не тяжелее, чем заполнение, которое было удалено из отверстия в земле, сделанного для его строительства.
Более вероятным фактором, влияющим на нестабильность склона вокруг здания, является влияние, которое оно и изменения, вносимые в окружающую область, оказывают на дренаж.
Мониторинг массового истощения
В некоторых областях необходимо создать системы оповещения, чтобы мы знали, изменились ли условия на известной области скольжения или же быстрый спад, такой как обломки, действительно идет вниз по склону.
Например, Дауни над Revelstoke Resevoir контролируется 24/7 с помощью целого ряда устройств, таких как инклинометры (детекторы изменения наклона), датчики движения скважины и приборы для съемки GPS.
Мониторы встроены в землю рядом с ожидаемыми дорожками оползня. Они предназначены для того, чтобы предупреждать сотрудников аварийных служб, и при обнаружении схода жители этого района будут иметь от 40 минут до трех часов, чтобы добраться до безопасного места.
Вывод
Мы не можем предотвратить массовое истощение, но мы можем задержать его усилиями по укреплению материалов на склонах.
Стратегии включают добавление механических устройств, таких как скальные болты, или обеспечение того, чтобы вода могла стекать.
Такие меры никогда не являются постоянными, но могут быть эффективными в течение десятилетий или даже столетий.
Мы также можем избежать практики, которая усугубляет ситуацию, например, резать крутые склоны или препятствовать правильному дренажу.
В некоторых ситуациях наилучшим подходом является снижение рисков, связанных с массовым истощением, путем строительства укрытий или отвлекающих каналов.
А в других случаях, когда разрушение склона неизбежно, мы должны просто избегать строительства там чего-либо.