Вы только посмотрите! Легендарные и всеми любимые персонажи советского кино, могли быть совершенно другими. Согласитесь есть образы и особенно в советском кино, которые виденьем режиссерского таланта идеально подходят только для одного единственного актера. И потом уже этот образ так или иначе остается с ним на всю жизнь.
Сейчас нам кажется невозможно найти лучшего Д’Артаньяна, кроме Михаила Боярского, а даже представить кого-то на роль лучшего Шерлока Холмса кроме Василия Ливанова кажется вообще кощунственным.
Не можем мы теперь помыслить и лучшего Жени Лукашина, чем Андрей Мягков. Также как никакого другого кроме Александра Демьяненко, нельзя вообразить на роль Шурика в 3-х культовых фильмах Гайдая. А ведь на их месте могли оказаться не менее талантливые, заслуженные и опытные актеры, со всевозможными орденами и регалиями.
Актер – профессия очень зависимая и ранимая. И почти каждый, прочитав интересный и умный сценарий, хотел получить роль, которая обещала большой успех и славу на 1\6 части суши. И ждал звонка. Да и высоколобые интеллектуалы режиссеры того времени до последнего держали окончательный шорт-лист из 3-х, а иногда и 5-ти актеров скрупулезно выискивая именно «тот» образ героя.
Нередко отказы на «культовые» сейчас роли служили причиной многолетних обид, ссор и размолвок между талантливыми актерами и еще более талантливыми режиссерами, которые все же сделали правильный выбор пригласив не друзей, а того кто и должен быть на этой роли. Этой темы я тоже качнусь в этой статье.
А сейчас давайте посмотрим, кто мог бы быть на месте тех, кого невозможно представить в другой роли. Конечно, таких возможных «замен» многие сотни, но мы, конечно, возьмем самых любимых и ярких киногероев.
1. Михаила Боярский – Д’Артаньян
1. Мог быть – Александр Абдулов.
Совсем не убедительно, не правда ли? Как по мне, то слишком нежен и слащав типаж и для «безумного» и не знающего страха чертова гасконца. Это скорее дамский угодник какой-то, чем мушкетер.
Особенно интересен тот факт, что получив отказ сам, Абдулов настойчиво требовал и свою жену Алферову тоже отказаться от съемок. Весьма эгоистично, не так ли? « Раз меня турнули, то и Тебе там делать нечего».
Тем более, что для Ирины это роль стала судьбоносной после выхода на экран ее узнал весь Советский союз. Да и сейчас большинство знаю ее именно по этой роли. К счастью Алферова проявила твердость и лучшая в мире Констанция
Интересно, что изначально Боярский пришел пробоваться лишь на скромную роль графа Рошфора (которого не вполне удачно заменил Борис Клюев). Тогда как вопрос с Абдуловым был почти решенным. Когда же режиссер увидел Михаила Сергеевича в гриме, то понял, что это и есть «настоящий гасконец» способный вызвать на дуэль любого, кроме короля.
2. Ирина Алфёрова – Констанция Бонасье
2. Могла быть – Екатерина Симонова.
А вот здесь ситуация была немного иная. Режиссер почему-то не взлюбил Алферову и всячески протаскивал на эту роль Екатерину Симонову. Хотя, конечно, даже не профессионалам от кино было ясно, что униальная внешность, голос, улыбка и все манеры Алфёровой – это в точности то, что описывал Дюма в своем романе.
Когда же этот вопрос встал на худсовете и дошел до более высоких кругов, режиссеру практически в приказном тоне обязали взять Ирину Алфёрову. Нехотя он согласился. Хоть ей и доставалось потом во время съемок.
3. Маргарита Терехова – Миледи Винтер.
3. Могла быть – Елена Соловей.
Удивительно, но актриса была утверждена, и режиссер был ей вполне доволен. Но от «жеманной, томной и возвышенной в своей микрокосмосе» миледи, нас спасло, что актриса призналась в последний момент, что была беременна. Съемки планировались большие и активные, поэтому, режиссёр сразу же от греха подальше отправил Соловей обратно. И ей срочно нашли замену. В итоге зритель узнал настоящую миледи в исполнении М. Тереховой.
4. Шерлок Холмс – Василий Ливанов
4. Мог быть – Александр Кайданоский.
Несмотря на почти 100% уверенность, что Шерлок – это только Василий Ливанов, режиссер Игорь Масленников, для абсолютного спокойствия сделал только одну пробу с Кайдановским.
Этот великий актер очень проникся возможность сыграть самого великого сыщика в мире и справился со своей задачей безупречно. Плюс благородная внешность и «высеченные, точно орлиные черта лица», как и писал Конан Дойль. Но в Александре чувствовалась какая-то "тяжеловесность" и внутренний трагизм, если даже не надлом, чего по определению не могло быть у человека со "стальными нервами", как писал автор.
И вот тогда то уникальный голос и тембр Ливанова, его искрящаяся ироничность, не менее аристократические черты лица, высокий лоб и легкая чудаковатость и тонкий юмор свойственная гению Холмса, расставили все на свои места
5. Евгений Лукашин – Андрей Мягков.
5. Могли быть - 5.1. Андрей Миронов, 5.2. Олег Даль, 5.3. Петр Вельяминов.
Кандидатуры Даля и Вельяминова отпали сразу. Меткий глаз режиссера счел первого – чрезмерно погруженным в себя, рефлексирующим и меланхоличным. В лучшем случае получился бы мрачноватый и совсем не праздничный коктейль из «Отпуска в сентябре» и «Плохого хорошего человека». Фильмов хоть замечательных, но совсем из другой оперы.
Второй же выглядел слишком серьезный, излишне пролетарским (хоть род актера и ведет ветвь от древнерусских князей). И совсем не был он самоироничным. А это одна из ярких черт героя. Да и вообще Петру Сергеевичу так до конца жизни, по большому счету, так и не удалось окончательно выбраться из амплуа крепких сельских мужиков, от председателя райкома до директора колхоза. В общем, правильных советских людей до мозга костей, хоть и отлично сыгранных.
Но вот кандидатура Андрея Миронова заставила Рязанова серьезно задуматься. К этому времени молодой, но уже известный и любимый миллионами актер удачно уже снялся 3-х фильмах мастера. Среди них культовые «Берегись, автомобиля» и «Итальянцы в России», где Миронов просто блистал, парил и обаял в главной роли.
И отказ в роли Лукашина, которую Миронов просто с какой-то безумной, упрямой и фанатичной страстью хотел сыграть, послужила ссорой с Рязановым на долгие годы. До сих пор так и неизвестно помирились ли они или нет.
Рязанов знал актерский талант и доверял Миронову, тогда как Мягкова ему предстояло снимать впервые. Но когда же Мягков сказал «эпические слова» в ответ вопрос Ипполита "...но как Вы вышли из самолета. Вы должны были помнить?!.." : «Да! Да!.. Помнить должен… Но я не помню…». И увидев это Рязанов понял, что лучшего актера на эту роль не найти. И хоть Миронов и друг, но истина дороже.
Хотя мастер шутя и «оставил» не воплощенных героев в своем, безусловно лучшем фильме. На фото в снегу почему-то оказывается О. Басилашвили, а не Ю. Яковлев, когда Надя поднимает ее.
А по телевизору, который включил Ипполит довольно долго и громко идет фильм «Соломенная шляпка» где Гурченко и Миронов не только отлично слышны, но и видны.
Кто-то говорил, что это обычные кино ляпы, но нет. Это действительно было такое шутливое извинение Рязанова.
6. Ипполит – Юрий Яковлев.
6. Мог быть – Олег Басилашвили.
Олег Валерьянович тоже был уже утвержден, но неожиданное несчастье в семье (кончина отца) вынудило его отказаться от съемок. Так возник «идеальный» Ипполит – Ю. Яковлев.
7. Надя Шевелёва – Барбара Брыльска.
7. Могла быть – Людмила Гурченко.
С поиском главной актрисы у Рязанова были настоящие муки ада. Он перебрал всех первых (и даже не первых) красавиц СССР с актерским образованием и все равно не находил нужного образа.
Измученный он уже почти остановился на паре: Миронов – Гурченко, однако и ими остался недовольным. Мастер счел, их дует слишком театральным, шумным и водевильным. А искал совершенно иное: тонкое, глубокое и очень естественное. Как сама жизнь за зимним окном
заснеженного Ленинграда.
Волею случая в каком-то польском фильме он увидел Барбару и сразу же понял – вот оно, то самое! Какая-то особенная не кукольная красота, сексуальность (не знаю было ли в те времена в ходу это слово) даже в глухом платье школьного учителя, изящество, притягательность и глубина... Естественность...
8. Шурик - Александр Демьяненко
8. Могли быть - 8.1. Олег Видов, 8.2. Валерий Носик, 8.3. Всеволод Абдулов и как не странно совсем еще юный 8.4. Евгений Петросян.
Но здесь, как в случае с Холмсом, режиссер Л. Гайдай проводил пробы только для очистки совести. Настоящего Шурика он, конечно, вычислил сразу. А О. Видов - это вообще по-моему за гранью. Как он вообще на эти пробы попал?.. Вопрос...
9. Князь Андрей Болконский – Вячеслав Тихонов.
9. Могли быть – 9.1. Олег Стриженов, 9.2. Кирилл Лавров, 9.3. Юрий Соломин, 9.4.Иннокентий Смоктуновский.
Что и говорить, Сергей Бондарчук собрал просто титанов (хоть тогда еще и молодых) отечественного кино, кто мог подходить на роль князя, имея благородную внешность и хороший послужной список. Но, ни один из них требовательному режиссеру не подходил. И действительно глядя на фото с кинопроб - Стриженов и Лавров кажутся какими-то испуганными, словно примерили костюмчик не по плечу. Смоктуновский слишком улыбчивый и лучезарный. Видимо еще на волне Ю. Деточкина не отошел от роли.
У Ю. Соломина уж слишком мечтательный взгляд и при всем благородстве черт, на князя Болконского все же не тянет.
Однако, уже была утверждена кандидатура О. Стриженова, но в последний момент у них вышел конфликт. Когда Стриженов неожиданно сказал что-то вроде: "Ты меня выбрал, а вот имей ввиду у Тебя я сниматься никогда не буду". Около недели мэтр пребывал в шоке, но зато потом... Потом мир увидел Андрея Болконского воплощенного В. Тихоновым. Уверен это и был наилучший вариант из всех возможных. Когда я читал книгу, именно так я его представлял. Хотя другие роли, конечно, не столь однозначны. Об этом если интересно в следующих статьях.
10. Бортмеханик Игорь Скворцов – Леонид Филатов.
10. Мог быть – Олег Даль.
Здесь ситуация изменилось куда позднее, чем на этапе кинопроб. Олег Даль уже снимался в картине около 3-х месяцев. Съемки шли по плану, а режиссер А. Митта был более чем доволен игрой Даля.
Но в один день сам актер неожиданно пришел к директору картины ( не режиссеру!) и напрямую сказал, что и чисто физически и морально сниматься больше не может. Он давно и тяжело болен. Видимо начался один из бесчисленных запоев Даля приведших к печальному финалу.
Ни на какие уговоры, что это будет один из самых кассовых фильмов в СССР (как это и произошло фильм стал лидером проката своего года и уверенно входить в 10-ку самых кассовых фильмов СССР) и что это первый в нашей стране масштабный фильм-катастрофа. Такого раньше в вообще никто не снимал. И то, что от таких 100% ролей не отказываются в принципе. Ничто и никто не мог изменить решения Олега Даля.
Вот поэтому благородный циник и покоритель женских сердец Игорь Скворцов, остался в нашей памяти как Леонид Филатов.
Хотя вот это, пожалуй, один из немногих случаем, где лично мне думается, что первый выбор был верный. И Далю с его характером эта роль подходила идеально. И внешне и внутренне. При всем моем уважении к Филатову, как к личности и актеру.
Благодарю, если прочли. Если понравилось, ставьте лайки подписывайтесь на канал.
Канал только открылся и Ваша поддержка очень нужна. Правда. С Вашей поддержкой в нем будет появляться много всего интересного и из самых разных областей жизни. Кино, сериалы, , знаменитости, СССР, история, путешествия (страны города), культура, литература, Санкт-Петербург, немного спорта, немного политики и др. Все, что заслуживает 5-7 мин. прочтения. С развитием канала список тем возможно расширится, так как "любой жанр хорош, кроме скучного".
Пишите, в комментариях, хотели бы видеть продолжение статьи на эту тему или любые вопросы по теме. Лично мне эта тема интересна, если и Вам тоже – я продолжу.
Материалов с несостоявшейся заменой известных актеров на культовые роли, набралось минимум на две таких же статьи.
Также есть идея статьи "от обратного": где актеры которые точно играют не свои роли, как в советском , так и в российском кино.