Найти в Дзене
Indigo Black

Шерлок Холмс - не Ливанов??? Д’Артаньян – не Боярский?..

Правда нелепо?.. Какой-то левый мужик на месте нашего любимого Василия Ливанова.
Правда нелепо?.. Какой-то левый мужик на месте нашего любимого Василия Ливанова.

Вы только посмотрите! Легендарные и всеми любимые персонажи советского кино, могли быть совершенно другими. Согласитесь есть образы и особенно в советском кино, которые виденьем режиссерского таланта идеально подходят только для одного единственного актера. И потом уже этот образ так или иначе остается с ним на всю жизнь.

Лучший Д'Артаньян не только "всея Руси", но и в мире, не смотря на огрехи фильма. Смотрел многие западные экранизации, а также "шедевр" С. Жигунова и выключал после 15-й минуты просмотра. Дворянин до мозга костей и дерзкий гасконец - там, какой-то деревенский лопоухий и незадачливый "валенок". Жуть.
Лучший Д'Артаньян не только "всея Руси", но и в мире, не смотря на огрехи фильма. Смотрел многие западные экранизации, а также "шедевр" С. Жигунова и выключал после 15-й минуты просмотра. Дворянин до мозга костей и дерзкий гасконец - там, какой-то деревенский лопоухий и незадачливый "валенок". Жуть.

Сейчас нам кажется невозможно найти лучшего Д’Артаньяна, кроме Михаила Боярского, а даже представить кого-то на роль лучшего Шерлока Холмса кроме Василия Ливанова кажется вообще кощунственным.

Лучший Женя Лукашин... Мне кажется  все же именно эта роль достойна высшей награды СССР - Гос.Премии, а не Новосельцев. Она - глубже.
Лучший Женя Лукашин... Мне кажется все же именно эта роль достойна высшей награды СССР - Гос.Премии, а не Новосельцев. Она - глубже.

Идеальный Шурик, хоть это роль вознеся его до небес поставила крест на дальнейшей карьере талантливого и и именно умного актера. Если интересно - пишите. Об этом будет отдельная статья.
Идеальный Шурик, хоть это роль вознеся его до небес поставила крест на дальнейшей карьере талантливого и и именно умного актера. Если интересно - пишите. Об этом будет отдельная статья.

Не можем мы теперь помыслить и лучшего Жени Лукашина, чем Андрей Мягков. Также как никакого другого кроме Александра Демьяненко, нельзя вообразить на роль Шурика в 3-х культовых фильмах Гайдая. А ведь на их месте могли оказаться не менее талантливые, заслуженные и опытные актеры, со всевозможными орденами и регалиями.

Актер – профессия очень зависимая и ранимая. И почти каждый, прочитав интересный и умный сценарий, хотел получить роль, которая обещала большой успех и славу на 1\6 части суши. И ждал звонка. Да и высоколобые интеллектуалы режиссеры того времени до последнего держали окончательный шорт-лист из 3-х, а иногда и 5-ти актеров скрупулезно выискивая именно «тот» образ героя.

Нередко отказы на «культовые» сейчас роли служили причиной многолетних обид, ссор и размолвок между талантливыми актерами и еще более талантливыми режиссерами, которые все же сделали правильный выбор пригласив не друзей, а того кто и должен быть на этой роли. Этой темы я тоже качнусь в этой статье.

А сейчас давайте посмотрим, кто мог бы быть на месте тех, кого невозможно представить в другой роли. Конечно, таких возможных «замен» многие сотни, но мы, конечно, возьмем самых любимых и ярких киногероев.

На территории бывшего СССР - его знают все.
На территории бывшего СССР - его знают все.

1. Михаила Боярский – Д’Артаньян

Вроде и не плох но нет того огня и бесстрашия в глазах...
Вроде и не плох но нет того огня и бесстрашия в глазах...
И все же А. Абдулов мог быть им...
И все же А. Абдулов мог быть им...

1. Мог быть – Александр Абдулов.

Совсем не убедительно, не правда ли? Как по мне, то слишком нежен и слащав типаж и для «безумного» и не знающего страха чертова гасконца. Это скорее дамский угодник какой-то, чем мушкетер.

Особенно интересен тот факт, что получив отказ сам, Абдулов настойчиво требовал и свою жену Алферову тоже отказаться от съемок. Весьма эгоистично, не так ли? « Раз меня турнули, то и Тебе там делать нечего».

Тем более, что для Ирины это роль стала судьбоносной после выхода на экран ее узнал весь Советский союз. Да и сейчас большинство знаю ее именно по этой роли. К счастью Алферова проявила твердость и лучшая в мире Констанция

Интересно, что изначально Боярский пришел пробоваться лишь на скромную роль графа Рошфора (которого не вполне удачно заменил Борис Клюев). Тогда как вопрос с Абдуловым был почти решенным. Когда же режиссер увидел Михаила Сергеевича в гриме, то понял, что это и есть «настоящий гасконец» способный вызвать на дуэль любого, кроме короля.

Здесь, как говорится, без комментариев...
Здесь, как говорится, без комментариев...

2. Ирина Алфёрова – Констанция Бонасье

Взгляните на фото выше и тут тоже - ноу комментс...
Взгляните на фото выше и тут тоже - ноу комментс...

2. Могла быть – Екатерина Симонова.

А вот здесь ситуация была немного иная. Режиссер почему-то не взлюбил Алферову и всячески протаскивал на эту роль Екатерину Симонову. Хотя, конечно, даже не профессионалам от кино было ясно, что униальная внешность, голос, улыбка и все манеры Алфёровой – это в точности то, что описывал Дюма в своем романе.

Когда же этот вопрос встал на худсовете и дошел до более высоких кругов, режиссеру практически в приказном тоне обязали взять Ирину Алфёрову. Нехотя он согласился. Хоть ей и доставалось потом во время съемок.

Демонический взгляд, водопад белокурых волос и тонкие черты лица. Нормально. Хоть, признаюсь, по книге представлял немного иной...
Демонический взгляд, водопад белокурых волос и тонкие черты лица. Нормально. Хоть, признаюсь, по книге представлял немного иной...

3. Маргарита Терехова – Миледи Винтер.

Уж слишком - нежна и манерна...
Уж слишком - нежна и манерна...

3. Могла быть – Елена Соловей.

Удивительно, но актриса была утверждена, и режиссер был ей вполне доволен. Но от «жеманной, томной и возвышенной в своей микрокосмосе» миледи, нас спасло, что актриса призналась в последний момент, что была беременна. Съемки планировались большие и активные, поэтому, режиссёр сразу же от греха подальше отправил Соловей обратно. И ей срочно нашли замену. В итоге зритель узнал настоящую миледи в исполнении М. Тереховой.

Лучший Шерлок Холмс "всех времен и народов". Остальные актеры играющие эту роль, вызывают стойкое отторжение если не сказать покрепче.
Лучший Шерлок Холмс "всех времен и народов". Остальные актеры играющие эту роль, вызывают стойкое отторжение если не сказать покрепче.
Это признают, даже сами англичане, а В. Ливанов был награжден английской королевой за эту роль, в знак признания, что он - лучший.
Это признают, даже сами англичане, а В. Ливанов был награжден английской королевой за эту роль, в знак признания, что он - лучший.

4. Шерлок Холмс – Василий Ливанов

Убедителен. Великий актер. Но это роль Ливанова...
Убедителен. Великий актер. Но это роль Ливанова...

4. Мог быть – Александр Кайданоский.

Несмотря на почти 100% уверенность, что Шерлок – это только Василий Ливанов, режиссер Игорь Масленников, для абсолютного спокойствия сделал только одну пробу с Кайдановским.

Этот великий актер очень проникся возможность сыграть самого великого сыщика в мире и справился со своей задачей безупречно. Плюс благородная внешность и «высеченные, точно орлиные черта лица», как и писал Конан Дойль. Но в Александре чувствовалась какая-то "тяжеловесность" и внутренний трагизм, если даже не надлом, чего по определению не могло быть у человека со "стальными нервами", как писал автор.

И вот тогда то уникальный голос и тембр Ливанова, его искрящаяся ироничность, не менее аристократические черты лица, высокий лоб и легкая чудаковатость и тонкий юмор свойственная гению Холмса, расставили все на свои места

Идеальный дует... По крайней мере в кино, в чью любовь, за одну Новогоднюю ночь, поверила, вся страна.
Идеальный дует... По крайней мере в кино, в чью любовь, за одну Новогоднюю ночь, поверила, вся страна.

5. Евгений Лукашин – Андрей Мягков.

Миронов - великий и очень любимый мной актер. Но не его это роль, хоть убейся, не смотря на весь его талант.
Миронов - великий и очень любимый мной актер. Но не его это роль, хоть убейся, не смотря на весь его талант.
Здесь вообще не понимаю, как Рязанов мог взять на пробы Вельяминова. Видимо была указка сверху. Ну это инженер какой-то или прораб, или начальник цеха. Ну никак ни человек  способный на безумство и "лазить в окна к любимой женщине".
Здесь вообще не понимаю, как Рязанов мог взять на пробы Вельяминова. Видимо была указка сверху. Ну это инженер какой-то или прораб, или начальник цеха. Ну никак ни человек способный на безумство и "лазить в окна к любимой женщине".
Если совсем коротко, то Даль в этот период жизни стал уже слишком депрессионный и мрачный и конечно "испортил" бы самый добрый, светлый и "новогодний из новогодних" фильм в нашем кино.
Если совсем коротко, то Даль в этот период жизни стал уже слишком депрессионный и мрачный и конечно "испортил" бы самый добрый, светлый и "новогодний из новогодних" фильм в нашем кино.

5. Могли быть - 5.1. Андрей Миронов, 5.2. Олег Даль, 5.3. Петр Вельяминов.

Кандидатуры Даля и Вельяминова отпали сразу. Меткий глаз режиссера счел первого – чрезмерно погруженным в себя, рефлексирующим и меланхоличным. В лучшем случае получился бы мрачноватый и совсем не праздничный коктейль из «Отпуска в сентябре» и «Плохого хорошего человека». Фильмов хоть замечательных, но совсем из другой оперы.

Второй же выглядел слишком серьезный, излишне пролетарским (хоть род актера и ведет ветвь от древнерусских князей). И совсем не был он самоироничным. А это одна из ярких черт героя. Да и вообще Петру Сергеевичу так до конца жизни, по большому счету, так и не удалось окончательно выбраться из амплуа крепких сельских мужиков, от председателя райкома до директора колхоза. В общем, правильных советских людей до мозга костей, хоть и отлично сыгранных.

Здесь Андрей Миронов на  своем месте.
Здесь Андрей Миронов на своем месте.

Но вот кандидатура Андрея Миронова заставила Рязанова серьезно задуматься. К этому времени молодой, но уже известный и любимый миллионами актер удачно уже снялся 3-х фильмах мастера. Среди них культовые «Берегись, автомобиля» и «Итальянцы в России», где Миронов просто блистал, парил и обаял в главной роли.

И отказ в роли Лукашина, которую Миронов просто с какой-то безумной, упрямой и фанатичной страстью хотел сыграть, послужила ссорой с Рязановым на долгие годы. До сих пор так и неизвестно помирились ли они или нет.

Рязанов знал актерский талант и доверял Миронову, тогда как Мягкова ему предстояло снимать впервые. Но когда же Мягков сказал «эпические слова» в ответ вопрос Ипполита "...но как Вы вышли из самолета. Вы должны были помнить?!.." : «Да! Да!.. Помнить должен… Но я не помню…». И увидев это Рязанов понял, что лучшего актера на эту роль не найти. И хоть Миронов и друг, но истина дороже.

"Пасхалка" от Э. Рязанова
"Пасхалка" от Э. Рязанова

Хотя мастер шутя и «оставил» не воплощенных героев в своем, безусловно лучшем фильме. На фото в снегу почему-то оказывается О. Басилашвили, а не Ю. Яковлев, когда Надя поднимает ее.

Здесь в "водевильном имидже" они хороши, но только не "Иронии..."
Здесь в "водевильном имидже" они хороши, но только не "Иронии..."

А по телевизору, который включил Ипполит довольно долго и громко идет фильм «Соломенная шляпка» где Гурченко и Миронов не только отлично слышны, но и видны.

Кто-то говорил, что это обычные кино ляпы, но нет. Это действительно было такое шутливое извинение Рязанова.

Идеальный "дубовый" Ипполит. "Положительный и серьезный".
Идеальный "дубовый" Ипполит. "Положительный и серьезный".

6. Ипполит – Юрий Яковлев.

Не сомневаюсь, что Олег Валерьянович с ролью справился на отлично. Но волею судьбы мы знаем другого главного героя
Не сомневаюсь, что Олег Валерьянович с ролью справился на отлично. Но волею судьбы мы знаем другого главного героя

6. Мог быть – Олег Басилашвили.

Олег Валерьянович тоже был уже утвержден, но неожиданное несчастье в семье (кончина отца) вынудило его отказаться от съемок. Так возник «идеальный» Ипполит – Ю. Яковлев.

Среди русских актрис - нужного образа Рязанов не нашел.
Среди русских актрис - нужного образа Рязанов не нашел.

7. Надя Шевелёва – Барбара Брыльска.

Хороша, но не та!
Хороша, но не та!

7. Могла быть – Людмила Гурченко.

С поиском главной актрисы у Рязанова были настоящие муки ада. Он перебрал всех первых (и даже не первых) красавиц СССР с актерским образованием и все равно не находил нужного образа.

Измученный он уже почти остановился на паре: Миронов – Гурченко, однако и ими остался недовольным. Мастер счел, их дует слишком театральным, шумным и водевильным. А искал совершенно иное: тонкое, глубокое и очень естественное. Как сама жизнь за зимним окном
заснеженного Ленинграда.

Волею случая в каком-то польском фильме он увидел Барбару и сразу же понял – вот оно, то самое! Какая-то особенная не кукольная красота, сексуальность (не знаю было ли в те времена в ходу это слово) даже в глухом платье школьного учителя, изящество, притягательность и глубина... Естественность...

3 звездные роли у   мэтра Л. Гайдая ставшие началом конца...
3 звездные роли у мэтра Л. Гайдая ставшие началом конца...

8. Шурик - Александр Демьяненко

Из всех более менее "верю" только В.Носику.
Из всех более менее "верю" только В.Носику.
Олег Видов, это как говорится ну вообще не в тему... Глаза хоть и под дурацкими очками все равно не те...
Олег Видов, это как говорится ну вообще не в тему... Глаза хоть и под дурацкими очками все равно не те...

8. Могли быть - 8.1. Олег Видов, 8.2. Валерий Носик, 8.3. Всеволод Абдулов и как не странно совсем еще юный 8.4. Евгений Петросян.

Но здесь, как в случае с Холмсом, режиссер Л. Гайдай проводил пробы только для очистки совести. Настоящего Шурика он, конечно, вычислил сразу. А О. Видов - это вообще по-моему за гранью. Как он вообще на эти пробы попал?.. Вопрос...

Истинный князь. Читая книгу другого образа не возникает в принципе.
Истинный князь. Читая книгу другого образа не возникает в принципе.
Разве скажешь, что актер из простой рабочей семьи от сохи. Какая сдержанность, достоинство и благородство.
Разве скажешь, что актер из простой рабочей семьи от сохи. Какая сдержанность, достоинство и благородство.

9. Князь Андрей Болконский – Вячеслав Тихонов.

Не так и не те...
Не так и не те...
Немного лучше, но все равно мимо.
Немного лучше, но все равно мимо.

9. Могли быть – 9.1. Олег Стриженов, 9.2. Кирилл Лавров, 9.3. Юрий Соломин, 9.4.Иннокентий Смоктуновский.

Что и говорить, Сергей Бондарчук собрал просто титанов (хоть тогда еще и молодых) отечественного кино, кто мог подходить на роль князя, имея благородную внешность и хороший послужной список. Но, ни один из них требовательному режиссеру не подходил. И действительно глядя на фото с кинопроб - Стриженов и Лавров кажутся какими-то испуганными, словно примерили костюмчик не по плечу. Смоктуновский слишком улыбчивый и лучезарный. Видимо еще на волне Ю. Деточкина не отошел от роли.

У Ю. Соломина уж слишком мечтательный взгляд и при всем благородстве черт, на князя Болконского все же не тянет.

Однако, уже была утверждена кандидатура О. Стриженова, но в последний момент у них вышел конфликт. Когда Стриженов неожиданно сказал что-то вроде: "Ты меня выбрал, а вот имей ввиду у Тебя я сниматься никогда не буду". Около недели мэтр пребывал в шоке, но зато потом... Потом мир увидел Андрея Болконского воплощенного В. Тихоновым. Уверен это и был наилучший вариант из всех возможных. Когда я читал книгу, именно так я его представлял. Хотя другие роли, конечно, не столь однозначны. Об этом если интересно в следующих статьях.

Скажите какому мужчине не идет форма пилота гражданской авиации? В ней почти любой будет опытным и неотразимым Дон-Жуаном.
Скажите какому мужчине не идет форма пилота гражданской авиации? В ней почти любой будет опытным и неотразимым Дон-Жуаном.

10. Бортмеханик Игорь Скворцов – Леонид Филатов.

Мое мнение - О.Даль сыграл бы не хуже. Циник, нигилист мастер острого слова и прохладного отношения к сантиментам - это его 100%.
Мое мнение - О.Даль сыграл бы не хуже. Циник, нигилист мастер острого слова и прохладного отношения к сантиментам - это его 100%.

10. Мог быть – Олег Даль.

Здесь ситуация изменилось куда позднее, чем на этапе кинопроб. Олег Даль уже снимался в картине около 3-х месяцев. Съемки шли по плану, а режиссер А. Митта был более чем доволен игрой Даля.

Но в один день сам актер неожиданно пришел к директору картины ( не режиссеру!) и напрямую сказал, что и чисто физически и морально сниматься больше не может. Он давно и тяжело болен. Видимо начался один из бесчисленных запоев Даля приведших к печальному финалу.

Ни на какие уговоры, что это будет один из самых кассовых фильмов в СССР (как это и произошло фильм стал лидером проката своего года и уверенно входить в 10-ку самых кассовых фильмов СССР) и что это первый в нашей стране масштабный фильм-катастрофа. Такого раньше в вообще никто не снимал. И то, что от таких 100% ролей не отказываются в принципе. Ничто и никто не мог изменить решения Олега Даля.

Вот поэтому благородный циник и покоритель женских сердец Игорь Скворцов, остался в нашей памяти как Леонид Филатов.

Хотя вот это, пожалуй, один из немногих случаем, где лично мне думается, что первый выбор был верный. И Далю с его характером эта роль подходила идеально. И внешне и внутренне. При всем моем уважении к Филатову, как к личности и актеру.

Благодарю, если прочли. Если понравилось, ставьте лайки подписывайтесь на канал.

Канал только открылся и Ваша поддержка очень нужна. Правда. С Вашей поддержкой в нем будет появляться много всего интересного и из самых разных областей жизни. Кино, сериалы, , знаменитости, СССР, история, путешествия (страны города), культура, литература, Санкт-Петербург, немного спорта, немного политики и др. Все, что заслуживает 5-7 мин. прочтения. С развитием канала список тем возможно расширится, так как "любой жанр хорош, кроме скучного".

Пишите, в комментариях, хотели бы видеть продолжение статьи на эту тему или любые вопросы по теме. Лично мне эта тема интересна, если и Вам тоже – я продолжу.

Материалов с несостоявшейся заменой известных актеров на культовые роли, набралось минимум на две таких же статьи.

Также есть идея статьи "от обратного": где актеры которые точно играют не свои роли, как в советском , так и в российском кино.