Найти тему
Влад Васюхин

Толковый словарь Андрея Кнышева. Часть 1

Оглавление

Если вы не знаете Андрея Кнышева, то вас ждет приятнейшее знакомство!

Андрей Гарольдович - человек-оркестр: он и писатель, и телеведущий, и режиссер, и пианист, и композитор. И другие таланты у него, уверен, тоже есть.

Этот текст я сделал для журнала STORY, автором которого был почти все 12 лет его существования. Для рубрики "Толковый словарь". Формат этой рубрики подразумевает, что журналист расспрашивает того или иного известного человека, а после убирает из материала свои вопросы. Такой вот вид интервью. Опубликовано это было в бумажной версии в августе 2019 года. А через месяц журнал, увы, закрылся.

В журнале текст был немного сокращен. Я публикую его полную версию. А чтобы вам было удобно читать, разобью этот, как теперь говорят, лонгрид, на четыре части - такой вот мини-сериал.

Журнал STORY, август 2019
Журнал STORY, август 2019

Итак, Андрей Кнышев и его определения...

Афоризм. С детства люблю краткие емкие фразы. Не обязательно смешные, а вообще, в двух словах выражающие суть – явления, эпохи, человеческой природы. Из любимых авторов – Ларошфуко, Лихтенберг, Лец, Ильф, Бернард Шоу, Оскар Уайльд… 10 сантиметров на бумаге, а в них – космос. Такая энергия, такая игра смысла внутри! А ведь часто афоризм – это просто выхваченная из текста строчка. То есть всего-то ценного на странице – одна эта фраза, но к ней автор подошел, родил ее в контексте, выстрадал. И наоборот: одна удачная мысль, а ее можно развернуть, рассуждать несколько страниц. Или целую книгу написать.

Есть великие философы, блестящие умы. А есть остряки, юмористы, афористы. Я афоризмы и (кны)шутки не сочиняю специально. Как-то само приходит. Возникнет какая-нибудь фраза, думаешь: «Ай да сукин сын!», а потом прочитаешь что-нибудь у Свифта или у Нильса Бора, и как-то успокаиваешься насчет своих возможностей. Себя я редко цитирую – и неудобно и, честно говоря, не очень помню. Но если всплывет что-то, могу ввернуть, уж простите…

Везучесть. У меня случались просто какие-то мистические, волшебные, умопомрачительные моменты везучести: загадываешь, и к тебе это возвращается. Сам думаешь: ну, так не бывает!..

Как-то раз в конце 80-х туманным смурным вечером мы с приятелем мечтали, сидя в хрущевке: как было бы хорошо сделать чего-нибудь в Штатах – на их телевидении или в кино, или хотя бы поступить для начала в тамошнюю киношколу. Но как? Кому мы нужны? И вдруг проходит буквально дня три, и мне раздается утром звонок, и в трубке – бархатистый такой голос, сочный, нездешний. Звонят из американской телекомпании, приглашают меня на проект автором и ведущим. И я полетел...

Или еще была мечта: а вот здорово было бы аранжировать мою композицию «Прогулка на паровозике» – она такая французистая сочинилась – с какой-нибудь командой в стиле оркестра Поля Мориа. Выясняю, что Поля давно нет в живых, но остался оркестр и он выступает. И есть конкурс в честь Поля Мориа, на который можно присылать произведения или ему посвященные, или из его репертуара. И я отправил. Вдруг оттуда ответ: композиция понравилась, хотим включить ее в диск. Я до конца не верил, потому что так не бывает. И в день, когда мне стукнуло 60, мы как раз с друзьями вышли из кафе, приходит смс: мсье Кнышев, только что в Париже в студии «Гранд Армэ» 32 музыканта, съехавшиеся со всей Европы, записали вашу вещь!..

Задняя сторона обложки диска Waltz for Paul Mauriat
Задняя сторона обложки диска Waltz for Paul Mauriat

Говорят, чем больше работаешь, тем больше тебе везет. Хотя нам иногда кажется наоборот. Бьешься-бьешься – и ни в какую, пальцем не пошевелил – с неба само свалилось. Но все в мире не случайно. «Благодаря случайной половой связи Сидоров случайно родился, случайно живет и случайно процветает». Вот, случайно опять себя процитировал.

Велосипед. Я люблю альтернативные виды передвижения, особенно велосипеды. Одно время у меня одновременно их штук десять было, да и сейчас штук семь осталось. Один лежит разобранный на антресолях, винтажный, немецкий, 50-х годов, привезли его с родителями из Германии, когда отец там работал. А когда я жил в Голландии, то передвигался по Амстердаму исключительно на велосипеде. А их там воруют каждые двадцать минут, и я поменял с десяток. Кстати, поощряя тем самым похитителей, потому что они на это живут. И общественность даже призывает: не покупайте ворованные велосипеды – спрос провоцирует новые кражи!

А насчет того, что не надо изобретать велосипед – нет, надо! И не слушайте никого.

Возраст. Когда мне было лет 35, я записал в дневнике, что порой чувствую себя то 20-летним мальчишкой, а то 70-летним мудрым старцем. На днях наткнулся на эту запись и усмехнулся: вот мне 62, и пока старцем себя не ощущаю, и дури в голове достаточно, может, даст Бог, доживу и помудрею. Но, как хорошо сказал кто-то: «Как бы ни был человек мудр, не бывает дня, чтобы и он не умудрился». Это вообще-то я же и сказал.

Жванецкий. Я недавно под ковровыми бомбардировками мозга юмором с экрана пришел к такой парадоксальной формулировке: существует юмор, который надо высмеивать. В основном у нас «юмор неважнецкий, не Жванецкий». А у него, у Михал Михалыча, поразительно живой юмор, снайперская точность, непредсказуемая игра ума. Кто-то может считать, что сегодня у него получается не все смешно. Надо разделять – это не хохмачество, остроумие – это острый ум! Понимаете, рассмеяться на шутку может любой дурак. Умный должен уметь смеяться НЕ на шутку.

Записал Влад Васюхин

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Подписывайтесь нна мой канал.