Компьютерные игры сегодня - это неотъемлемая часть культуры, как бы это не отрицалось некоторые лицами. Некоторые из них и вовсе можно назвать произведением искусства, наравне с кинематографом, литературой и другими направлениями. Но это сегодня. Игры прошли долгий путь развития, чтобы стать тем, чем являются сейчас. И будут развиваться дальше, но это - уже другая история.
Игры популярны и в России. Мало того, у нас они также разрабатываются, пусть и успех отечественного игропрома довольно скромный. Но что было в нашей стране раньше, когда сфера только-только зарождалась? Были ли игры в СССР или в России в начала 90-х? Как развивалось направление в те годы, когда компьютеры считались чем-то почти фантастическим?
Важно. Статья не носит глубокого исследовательского характера. Она лишь поверхностно затрагивает тему развития игровой индустрии в мире в целом и в нашей стране в частности.
Первые компьютерные игры
Немного ещё более ранней истории. Первые игры появились ещё в 40-х - 50-х годах. Первым игровым автоматом считается "Nimatron", созданный американским физиком Эдвардом Кондоном. Играть на нём можно было только в "Ним" - развлечении, где два игрока должны по-очереди брать предметы из кучки, в определённом количестве. Побеждает тот, кто возьмёт последний.
В 1947 году появилось развлечение, которое в большей степени было похоже на привычную нам видеоигру. Устройство "ракетный симулятор" позволяло имитировать управление летательным аппаратом. Принцип был основан на работе электронно-лучевой трубки.
Данные проекты сложно назвать видеоиграми, однако, они оказали непосредственное влияние на развитие индустрии, задали ей вектор, определив само понятие. Сейчас мы сразу понимаем, что в видеоигре нам следует управлять каким-то виртуальным процессом, для достижения определённого результата. Но тогда это было в новинку.
Не утихают споры на счёт того, кто именно является создателем компьютерной игры в привычном понимании: Р. Баэр, который создал саму идею, назвав её "интерактивным телевидением", А. Дуглас, что написал для компьютера "крестики-нолики" или У. Хигинботам, который создал "теннис для двоих". Все эти учёные внесли свой вклад и ещё больше определили направление развития.
Время не стояло на месте и технический прогресс продолжал двигаться дальше. По сути, на протяжении каждого исторического этапа, развитию видеоигровой сферы препятствовал только общий предел развития технологий. Многие учёные, программисты и дизайнеры "видели", как продукт может выглядеть, но не могли реализовать своё видение.
Индустрии суждено было получить развитие с распространением компьютеров и электроники в целом. Значительный шаг был сделан в 60-е, в этот период и начали зарождаться компании, которые специализировались на электронных развлечениях. В сферу начали вливаться финансы, активно продвигалась разработка и исследования.
Но всё равно, большая часть игр создавалась в научных и исследовательских центрах. Проблема была в том, что компьютер, в нашем понимании, не был массовым явлением. Большая часть находилась в университетах и научных центрах, а создаваемые игры отлично показывали пределы вычислительных возможностей и мощности.
Игровые приставки, как следующий шаг развития
Игры получили широкое распространение в 70-х. Во-первых, в этот период массово появляются игровые аркадные автоматы. Их распространяли в местах массового скопления людей. По сути, это был прорыв, так как именно такие устройства позволили сформировать у людей представление о новом типе развлечений.
Но настоящий прорыв - это появление игровых приставок. Это сейчас не утихают споры между "консольщиками" и пользователями ПК, на тот момент наличие хоть какого-то виртуального развлечения могло сделать собственника "королём".
Первой приставкой считается Magnavox Odyssey, которая существенно отличалась от того, что мы привыкли видеть. В комплекте поставлялись игральные кости и различная атрибутика. Подробнее можно почитать тут.
В середине десятилетия на рынок выходит знаменитая Atari. Она создаёт свою первую приставку Pong.
70-е примечательны также тем, что в середине десятилетия компьютеры становятся более массовыми. Произошло это из-за удешевления технологии производства процессоров в несколько раз. Соответственно, рынок ПК расширяется, они появляются у всё большего количества людей. Это также создаёт благоприятную почву для развития игровой индустрии.
Игры, как коммерция
Сфера продолжала развиваться, однако, компьютерные игры продолжали создаваться энтузиастами (если не брать в расчёт приставки, которые также начинали развиваться всё активнее). Первые графические игры, которые создавались с коммерческой целью, производились для компьютера Apple 2. Выпускался он с 1977 по 1990-е годы.
После, для сети магазинов RadioShack, был выпущен компьютер TRS-80. Он стал по-настоящему массовым, несмотря на то, что уступал по мощности конкуренту от Эпл. Однако, это не помешало созданию достаточно большой коллекции игр.
Следующий прорыв произошёл в 80-х. Годы не только увеличили популярность домашних компьютеров, делая их всё более массовыми, но и создали новое направление - портативные игры. Первооткрывателем в этом направлении является компания Nintendo.
Продолжают развиваться и аркадные автоматы, которые всё ещё являются популярными. На них появляются новые игры, имеющие более интересные графические возможности. Например, именно в 80-х появился знаменитый Пакман.
Выходят всё новые и новые приставки, появляются их новые поколения. Улучшается графика и возможности. Игры всё больше становятся похожи на искусство, а не на научный эксперимент по определению предельных вычислительных возможностей.
Советский Союз не уделял достаточного внимания индустрии. Кроме того, некоторое отставание в развитии электроники также наложило свой отпечаток. Однако, это не означает, что игры в СССР отсутствовали вовсе.
Однако, отсутствие "рынка" привело к тому, что игровая индустрия не развивалась в условиях конкуренции. Все игры создавались либо энтузиастами, либо в качестве научного эксперимента. К чему это привело? Поговорим в следующей части.
Если помните Советские (или Российские начала 90-х) электронные развлечения - пишите в комментариях. И не забывайте ставить "лайк"!