Найти в Дзене

Дейнека (Москва) VS Самохвалов (Ленинград) часть 2

Но не только станковая живопись интересовала художников.
*Станковая живопись - произведения искусства, которые воспринимаются зрителем вне зависимости от окружения, они не привязаны к архитектурному решению и несут самостоятельную смысловую нагрузку. Т.е. то, что создано на мольберте (нем. malbert - доска для рисования). Имеет 4 основных направления: портрет, пейзаж, натюрморт и сюжет (плотно, как правило отражающее батальные сцены, имеющие религиозную или античную направленность).

Александр Дейнека "Бой амазонок", 1947
Александр Дейнека "Бой амазонок", 1947
Александр Самохвалов "Аппоссионата" (Строители коммунизма), 1967
Александр Самохвалов "Аппоссионата" (Строители коммунизма), 1967

Они нашли применение своему таланту и в монументально-фресковом направлении. Их творения органично и своевременно вписывались в архитектурный ансамбль, усиливая и вославляя культ советской действительности.

Александр Самохвалов "Хлопок" экскиз панно для павильона на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, 1939
Александр Самохвалов "Хлопок" экскиз панно для павильона на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, 1939

Многогранно Дейнека и Самохвалов проявили себя и в плакатном искусстве, скульптуре, графике, театральной живописи (в оформлении декораций и создании образов героев), книжной графике, а также в декоративной живописи.

Александр Самохвалов "Схема социальной теории Карла Маркса",1920-е
Александр Самохвалов "Схема социальной теории Карла Маркса",1920-е

Найдя своё призвание, А. А. Дейнека и А. Н. Самохвалов не забыли и о своей страсти. Самохвалов много работал над иллюстрациями книг. В творчестве Александра Николаевича это отдельная веха, которая позволила еще глубже раскрыть его талант. Некоторые книги он написал сам, выступая и автором и иллюстратором произведения ("Три случая под водой", "Водолазная база", "Мстительный хиджар"). Работы Самохвалова в книжной графике 1920-х годов отличаются приемами конструктивистской общности форм, наполнены сатирой и иронией. В последующем периоде, с 1940г, в творчестве А. Самохвалова ярче прослеживается повествовательный образ как в книжной графике, так и в картинах.

Александр Самохвалов "Встреча друзей", 1945
Александр Самохвалов "Встреча друзей", 1945

Александр Самохвалов "Официантка" этюд к картине "Встреча друзей", 1945
Александр Самохвалов "Официантка" этюд к картине "Встреча друзей", 1945

Александр Самохвалов "Делегатки", 1939
Александр Самохвалов "Делегатки", 1939

Страстью Александра Александровича Дейнека оставалась авиация. Он также участвовал в иллюстрации множества книг, работал с журналами. Его работы наполнены сатирой к пережиткам прошлого. Как испытывая себя, Александр Александрович берется за оформление детских изданий (журнал "Искорка", "Про лошадей" - книга для самых маленьких читателей), он иллюстрирует книги Николая Асеева, Агнии Барто. Разнонаправленность таланта Дейнека позволяет видеть и трагически-идейные полотна, и произведения, наполненные светом, теплом, некоторой игривостью.

Александр Дейнека  "Бег", 1937
Александр Дейнека "Бег", 1937
Александр Дейнека "Будущие летчики", 1938
Александр Дейнека "Будущие летчики", 1938

Особое отношение Александр Дейнека испытывал к своему полотну "Оборона Петрограда", 1928. Вот, что он говорил о нем: "Приём орнаментального силуэта ясен до предела в моей "Обороне Петрограда". И если композиционно замкнутый смысловой круг двух планов - внизу, идущих на фронт бойцов, слева-направо, и вверху возвращающихся раненых - вначале создается впечатление плоского двухярусного построения, то последовательное углубление позволяет убедиться, что прием обратного движения замкнул композицию холста.

Горизонтальный фризовый прием принял кольцевой ход, глаз улавливает внутренний смысл композиции. В центре снова намечается переход от профильного плана к изображению бойцов, уходящих в глубь пространства картины. Это не отвлеченные типы бойцов. Фигуры моделированы объемно. Цвет, хотя и скупо, передает цветовую индивидуальную характеристику портретированных. Однако фигуры идущих по снегу мне всегда представляются в виде силуэтов. Возможно, я излишне заострил подобную трактовку. Но если это снизило цветовое живописное начало, то подчеркнуло динамику, действие в картине, его смысл и зримость.

Мне ничем посторонним не хотелось сбивать ритма, которого я добивался, и впечатления воли и тяжелых страданий, поэтому я отказался от всякой лишней бытовщины, которой много в эскизе к картине."

Александр Дейнека "Оборона Петрограда", 1928
Александр Дейнека "Оборона Петрограда", 1928

Большое влияние на творчество Дейнеке оказал поэт революции - Владимир Маяковский. Работы Маяковского очевидно нашли своё отражение в полотнах Александра Александровича (например "Левый марш")

Александр Дейнека "Стихи Маяковского", 1955
Александр Дейнека "Стихи Маяковского", 1955

Я настолько увлеклась обзором выставки, что не сразу осознала тот факт, что в итоге получается 4 части...

Ссылка на первую часть: https://zen.yandex.ru/media/id/5dd38a4ee7b50530845e0688/deineka-moskva-vs-samohvalov-leningrad-chast-1-5dd38c969f1ed62dfcea6c13

Дорогие читатели, подписывайтесь - и вы не пропустите продолжение.