Найти тему
BELWEST

Открытие IFMC 2019: Анна Каренина - жертва мужа-деспота

Состоялось открытие ⅩⅩⅩⅡ Международного фестиваля современной хореографии IFMC 2019, генеральным партнером которого является BELWEST – европейский производитель качественной мужской, детской, женской обуви из натуральной кожи, сеть мультибрендовых магазинов с интернет-магазином в Беларуси и онлайн витриной в России.

Торжественное открытие IFMC 2019 прошло более чем необычно. Оно состоялось в понедельник - день, когда в театрах обычно выходной. Более того, участников не представили зрителям «по техническим причинам», а фестиваль начался не традиционно современным балетом, а пластическим спектаклем «Анна Каренина» Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова (Москва, Россия).

-2

Постановка режиссера балетмейстера Анжелики Холиной, вошедшей в конкурсное жюри, взбудоражила витебскую публику. Несмотря на ожидание нового прочтения русской классики, спектакль с первых сцен стал своеобразным вызовом и проверкой на гибкость восприятия: способны ли зрители принять по-настоящему новый взгляд, новое искусство, не цепляясь за старые шаблоны и рамки. Неудивительно, что именно он был избран для открытия фестиваля: он как будто распахнул врата в мир спонтанного, безгранично многогранного и глубокого, как космос, современного искусства (кстати, в фойе состоялось открытие выставки с абсолютно космическими скульптурами Сергея Сотникова «На краю Вселенной»).

-3

Знакомые персонажи романа Льва Николаевича Толстого предстали в ином свете. Мужа Анны Алексея Александровича сыграл известный актер кино и театра Евгений Князев. Интересно, что в романе Алексей Каренин был «добрым и ушедшим в себя человеком», а в пластическом спектакле превратился в гротескное шокирующее воплощение тирании, деспотизма по отношению к Женщине. Порабощенная, скованная оковами так называемой морали, Женщина того времени похожа на куклу, милый цветок для украшения высшего мужского общества. Поэтому даже священный союз брака (свадьба Левина и Кити) кажется чем-то неестественным. Кити как бы обезволена, буквально связана, порабощена, как и все женщины того времени.

-4

Анна же решается бросить вызов устоям прогнившего общества. В своей чувственной тонкой ипостаси она предстала неким ангелом. Смелая и дерзкая, пошла против созданной мужчинами и навязанной ими морали, где измена мужчины – в порядке вещей, тогда как женщина, позволившая себе поддаться страсти и полюбить, считается «падшей». Анна не вписалась в шаблоны этого вычурного избалованного общества, за что заслужила всеобщее презрение и ненависть. Яркий пример – сцена в театре. Несмотря на предостережения Вронского, героиня появляется в зале. Гневные взгляды, усмешки, шепот за спиной и безграничный холод - вот участь Анны, осмелившейся жить не по шаблону, а как подсказывает сердце.

-5

Этот холод – только часть айсберга страданий. Вронский начинает тяготиться «мрачной, тяжелой любовью» Анны. Что может быть ужаснее и мучительнее для женщины, чем предательство любимого человека? Кульминация этой жуткой боли - разлука с сыном Сережей, которого муж-деспот отрывает от сердца матери.

Разбитая, раздавленная, униженная героиня находит спасение в забвении, предпочтя этому циничному миру мир иной. Она идёт на свет фары поезда под звуки как будто бы доносящейся с небес, прекрасной, исступленной, доходящей до какофоничного абсурда музыки великого Альфреда Шнитке. Такой жуткий до дрожи финал, и в наступившей тишине - бурные овации восторженной публики.

Открытие IFMC 2019 запомнится Витебску надолго.