Я уже несколько раз говорил, что мы живем в состоянии кризиса перепроизводства, и это - источник многих наших бед. Если коротко: услуг и товаров производится больше, чем необходимо, и многие товары остаются невостребованными. О причинах, следствиях и способах решения этой глобальной проблемы мы еще поговорим.
А пока разберемся, как это было раньше. Вы удивитесь, но риск перепроизводства существовал всегда, еще задолго до нашей эры. Конечно, тут не идет речь о сельском хозяйстве, хлеба много не бывает (то есть, не бывало). Но уже в самые далекие времена люди научились делать много чего еще - посуду, украшения, одежду, оружие.
Многие вещи могли служить не просто годами, а десятилетиями. Ну что например может случиться с золотой брошью, если носить её аккуратно? А качество тканей в древности было такое, что современные модницы могли бы позавидовать. И в египетских, и кельтских захоронениях до сих пор находят рулоны материи, которая неплохо сохранилась, и которая свидетельствует о высочайшем уровне обработки материала.
Эти ткани, в отличие от современной одежды, могли служить человеку всю его жизнь. То есть купил ты в молодости комплект белья и украшений - и до старости можешь на них не тратиться.
Конечно, при таких условиях даже в древности был риск перепроизводства. Даже войны и природные катастрофы не всегда давали достаточную мотивацию для производства нового. Так что же помогало нашим предкам производить всё больше, и пытаться делать как можно более красивые, дорогие, даже вычурные вещи? Жизнь этого не требовала.
Потребность в роскошных вещах создавала религия. Сами религиозные обряды практически у всех народов требуют каких-то особенных вещей, с украшениями, со сложной работой. Даже у северных народов, где материалов с гулькин нос, шаманский бубен обязательно должен быть украшен, а шаман неслабо обвешан какими-то вещами.
Но самое главное - обряды погребения. Обратите внимание: у всех народов обряды погребения требуют не только ритуалов, но и материальных расходов. Даже простого воина хоронили в латах, с оружием. А уж богатеев упаковывали по полной - с ними закапывали едва ли не целые дворцы.
Именно религиозные ритуалы раньше спасали наших предков от перепроизводства. И они же заставляли двигаться вперед, искать новые формы, придумывать всё более красивые украшения, совершенствовать мастерство. Конечно, люди могли хвастаться роскошью и при жизни, но эта роскошь не уничтожалась, а передавалась по наследству. А вот погребальные обряды были способом утилизации лишнего.
Другой интересный пример - строительство церквей на Руси. Даже сейчас, спустя века, разнообразный церквей, храмов, часовен по всей России - не счесть. Их гораздо больше, чем требуется, и многие из них стоят пустыми. Зачем столько настроили? Почему в маленьких городах бывает по десятку и больше храмов?
С помощью строительства церквей богатые купцы соревновались между собой. Всё началось с малого - с политики индульгенций. Кто больше заплатил - тот больше грехов смыл. Но богатые быстро смекнули, что это еще и способ показать себя, похвастать богатством, вызвать уважение. Сначала соревновались, у кого свеча больше (я слышал рассказы о пудовых свечках), потом и вовсе стали строить храмы. Яркий пример такого соревнования - Каргополь. И сами город, и близлежащие деревни там просто переполнены церквями и часовнями. Большинство стоят закрытые, потому что они просто физически не нужны - их слишком много.
Но строительство таких соревновательных храмов давало простому люду возможность заработать. Это было и перераспределение средств, и изрядный толчок для развития архитектуры, искусства, ремесла. Не будь храмов, икон, - разве развивалась бы в России живопись и резьба такими темпами?
И такая ситуация наблюдается практически у всех народов. Богатство ритуальных сооружений, их тщательное украшение, дорогостоящие обряды - всё это было не просто блажью и фанатизмом. Это было необходимо для обеспечения экономического и культурного развития человечества.
И сегодня мало что изменилось. Если ты верующий - ты должен носить крестик, покупать свечи, держать дома иконы. Каждый ритуал стоит денег, и РПЦ только рада расширять прайсы. Например, могли ли наши предки додуматься до освящения телег? А сегодня каждый второй автомобилист считает своим долгом освятить машину, а на лобовуху надо приклеить иконку. Масштабы религиозного рынка огромны. Вот только основное производство находится не в России, а в Китае.
А ведь казалось бы - издайте закон, что все религиозные товары должны производиться в своей стране - и какой приток рабочих мест! В Китае целые фабрики штампуют свечки и иконки, в производстве заняты тысячи человек! Почему нельзя это производство организовать у нас? Что, в России не хватает рабочих рук?
Как считаете, сегодня можно решить кризис перепроизводства с помощью религии? И что будет, если люди перестанут покупать свечи и иконы?
Другие статьи про перепроизводство: