После Dookie, альбома, который сделал их основными звездами и выставил на всеобщее обозрение панков, Green Day использовал их боль, злость и смятение и направил их в музыку.
Однажды в 1995 году, в Хейт Эшбери в Сан-Франциско, к Билли Джо Армстронг приставал незнакомец, который "выглядел как настоящий английский парень- панк 80-х годов прошлого века". Герой шел с нахальством разгневанного молодого человека и, увидев перед собой фронтмена Green Day, издал из его уст залп оскорблений. Короче говоря, Билли Джо говорили, что он "предатель".
"Я помню, что чуть не подрался с ним", вспоминает он. "Я такой: "Что, черт возьми, ты знаешь обо мне или о моей группе?" В панкерских кругах, как никогда ранее, были всплески тревоги, вызванные решением Green Day подписать контракт с Warner Bros. в 1993 году, который продолжались два года. Такое крайнее отношение к этому было настолько велико, что один из фэнов даже написал письмо в Библейскую сцену Bay Area Maximumrocknroll, объявив, что будет пикетировать концерты группы.
В то время как Dookie стремительно продвигается к статусу бриллиантов, присуждаемому любой пластинке, продающей 10 миллионов экземпляров только в США, он написал песню под названием 86, ссылаясь на то, что его группа была персонами нон грата из их бывшей тусовки на Гилман-стрит, 924. Трек появится на четвертом альбоме "Insomniac", выпущенном Green Day осенью 1995 года. В лирике, украшенной подачей в отставку, Билли Джо поет, как "нет возврата с 86.... [Так что] даже не пытайся.
"Я думаю, я только что потерялся", - сказал певец в интервью Ларри Ливермору. "Я не смог найти в себе сил убедить себя, что то, что я делаю, - это хорошо". Я был в огромной группе, потому что она должна была быть огромной, потому что наши песни были настолько хороши. Но я даже не чувствовала, что поступаю правильно, потому что мне казалось, что так много людей злятся на меня. Вот где я так запутался, и это стало очень глупо. Я бы никогда больше не захотел прожить эту часть своей жизни заново."
Когда Green Day вошел в Hyde Street Studios в Сан-Франциско, чтобы начать работу над преемником Dookie, они были группой, находящейся в состоянии дискомболяции. Турне в поддержку своего покоряющего всех третьего альбома началось в клубе "Cattle Club" в Сакраменто и завершилось 10 месяцами позже выступлением на благотворительном концерте в нью-йоркском Мэдисон-Сквер-Гарден. На том шоу Билли Джо Армстронг играл на бис голым, наверху билля, в который также входил Джон Бон Джови. Очевидно, что все изменилось для группы. На самом деле, единственное, что не изменилось, это сам Green Day.
В результате, Insomniac, альбом, на котором его создатели потеряли свои "детские зубы". Песни наделяются дополнительным весом благодаря более плотному гитарному звучанию, разработанному Бобом Брэдшоу из Custom Audio Electronics. Трэ Кул приложил все усилия, чтобы записать первую инструментальную секцию пропульсивной и бесподобной песни Panic Song, и барабанщик разорвал мозоли на руке и упал, приложив к стене между ударами.
"Я восхищался им за то, что он прошел через это, - говорит продюсер Роб Кавалло, Insomniac, вспоминая руки музыканта как "кровавый беспорядок".
"В то время я чувствовал, что то, что мы делали, было очень срочным", вспоминает Майк Дирнт. "Была настоятельная необходимость поставить на карту наши претензии и сказать: "Нет, мы должны быть здесь. Для нас было очень важно, чтобы люди знали, что мы не просто вспышка на сковороде".
От коллажного альбома "God Told Me To Skin You Alive" на обложке альбома, озаглавленного God Told Me To Skin You Alive, до видеоролика для ведущего сингла Geek Stink Breath, в котором показан наркоман с извлеченным зубом - клип, который MTV быстро выпал из плейлиста - все о Insomniac заметно отличается от Dookie, но полностью информируется о том, какую огромную тень он бросил. В особенно недостоверной рецензии Альтернативная Пресса назвала альбом "большим рок-рекордом [Green Day's]". Ничего подобного. На самом деле, это может быть самая свернутая, дергающаяся, взволнованная и параноидальная запись во всем каталоге.
"Я нашел Insomniac депрессивной", вспоминает Ларри Ливермор. "Там есть одна песня, которую я больше не могу слушать". Я даже немного волновалась за них, когда услышала это."
С виртуальным затмением в прессе во время релиза и ни одного сингла, на котором не было бы ни слова " shit ", ни "fuck ", Insomniac, кажется, был создан, чтобы погасить пламя, горящее под группой, которая его создала. Несмотря на это и несмотря на то, что на улице появилось сообщение о том, что альбом был бомбой, альбом все же успел продать четыре миллиона копий в течение первого года после его выхода. Прослушанный сегодня, великолепный 14-песенный набор отчетливо представляет собой финальную сцену первого акта карьеры Green Day.
"Тот факт, что этот альбом вышел примерно через полтора года после того, как Dookie попытался прекратить нести чушь в своих треках и просто продолжать делать музыку", - говорит Билли Джо Армстронг. "Это все, что мы хотели, это продолжать делать музыку. Иногда мне кажется, что Insomniac - это самая честная запись, которую я когда-либо делал в тот момент, когда она была написана и записана."