«Герника» видела только спины посетителей». Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Так что же изобразил мастер?
«Герника» — полотно, написанное в стиле кубизма, исполненное в черно-белом цвете. Пабло Пикассо создал ее по заказу правительства Испанской республики в 1937 году для Всемирной выставки в Париже. В основе сюжета — бомбардировка Герники, испанская революция (1931), Гражданская война (1936-1939) в Испании. Сегодня работа хранится в Музее королевы Софии (Мадрид).
26 апреля 1937 года легион «Кондор» (подразделение люфтваффе-добровольцев) совершил налет на столицу Басконии — Гернику. За 3 часа на город сбросили тысячи бомб. Это уничтожило город с 6 000 жителей. Более 2 000 людей остались под завалами, а Герника горела еще 3 дня.
Событие ужаснуло весь мир. Пикассо весть сразила «как удар бычьего рога». Все свои чувства он выплеснул в «Гернике» — картина размером 7,8х3,5 м была написана буквально за месяц. Художник работал над ней по 10-12 часов в день.
Но первые зрители не оценили картину, своеобразное представление ужасов войны. Критики отказывали ей в художественности, называли «пропагандистским документом». Сам Пикассо вспоминал: «Чего только не довелось мне услышать о моей «Гернике» и от друзей, и от врагов».
Лишь затем картину оценят как значительное антивоенное произведение, обвинительный приговор фашизму и Франко. Разглядят зверское лицо войны в абстрактных изображениях. Долорес Ибаррури напишет: «Если бы Пабло Пикассо за свою жизнь не создал ничего, кроме «Герники», его все равно можно было бы причислить к лучшим художникам нашей эпохи».
Что же изображено здесь? Смерть, беспомощность, зверства, насилие, страдание:
- женщина с мертвым ребенком на руках;
- лошадь, падающая в агонии;
- глаз лошади, так напоминающий лампу из пыточных камер;
- мертвый расчлененный солдат, все еще сжимающий меч, из которого произрастает цветок;
- стигматы на руках мертвеца — символ вынужденного страдания;
- кинжалы вместо языков главных персонажей — олицетворение пронзительного крика;
- безучастный к происходящему бык — символ безразличной Испании (Франко разрешил бомбардировку Герники);
- человеческая фигура в огненной ловушке;
- бьющийся в панике голубь;
- пол, напоминающий карту боевых действий;
Художник намеренно выбрал монохромную гамму, чтобы представить безжизненный след от войн. Такое цветовое решение приближает картину и к фотографиям из военной хроники.
В 1940 году, после вступления фашистских войск в Париж, немецкие офицеры пришли к Пикассо. Их внимание привлекли открытки с репродукцией «Герники»:
— Это вы сделали?
— Нет, — ответил художник, — это сделали вы.