С 15 по 27 ноября на сайте poembook.ru проходят Чтения на тему "Литература в лицах". Они посвящены исключительно литературным персонажам художественных произведений. Любой желающий может принять в них участие.
Я в составе жюри. Привожу здесь мой ответ автору эссе "По ту сторону Стоппарда".
***
Спасибо за выбранную тему, вскрывающую глубинные слои происходящих в мире искусства деформаций, и за такого яркого главного героя вашего эссе, в полной мере воплотившего в себе все разрушительные последствия этих изменений.
Похоже, что “вырождение в искусстве”, точнее в актерском искусстве, это уже объективная реальность, не зависящая от нашего сознания. Однако, я категорически не согласен с вашей формулировкой: “…Писатель, поэт – это тот же актёр (от слова “акт”- действие). Писателю также необходимы внимание, публика, ценители его творчества. Да и какой писатель не мечтает о карьере, известности и даже прибыли, что в конечном итоге может стать самой целью его поприща.”
Писатель и поэт – это не актер. Если для актера мастерское лицедейство с полным перевоплощением в самые востребованные толпой образы является вершиной мастерства, то при чем здесь авторы книг?
И вот это точно не про писательское искусство: “…Звучит несколько парадоксально, но торговать и спекулировать – порой это тоже часть творческого процесса, часть игры, которой правят законы мира.” Тот, кто так рассуждает, уже не писатель в высшем значении этого слова, а писака, точнее даже делец, использующий писательство в качестве способа заработать себе на жизнь. При подобном подходе он будет думать не о том, что его действительно волнует и как это наиболее полноценно донести до читателя, а о том, как бы максимально удовлетворить существующий на данный момент спрос толпы.
Мне ближе позиция Бориса Акунина-Чхартишвили, который в своей “Аристономии” пишет о правильном подходе к писательскому творчеству: “Книги, которые имеет смысл читать, обладают одним общим свойством: они написаны автором для самого себя. Даже если сочинение адресовано определенному кругу людей или вообще человечеству, настоящая книга всегда узнается по отсутствию претензии. Если угодно, по простодушию. Пишущий не боится выглядеть наивным, не пытается показаться умнее или образованнее, чем он есть, не изображает, будто его волнует то, к чему он на самом деле равнодушен, не предпринимает усилий понравиться. Автору не до этого. Автор болен неким вопросом, поиск ответа на который является курсом лечения. Если хочешь излечиться, нельзя тратить силы на несущественное.”
Настоящему писателю нужны не толпы почитателей его таланта, а единомышленники и даже, если хотите, единочувственники, которые с ним на одной волне по интересующим их вопросам.
“… Вот и мой Актёр в один момент стал для меня весьма содержательной, интересной и симпатичной личностью.” Похоже, что только опытный профессионал, знающий всю кухню изнутри, может преклоняться (“…объект моего обожания…”) перед мастерством перевоплощения с целью любой ценой привлечь внимание зрителей: “… они могут и покувыркаться за пару звонких монет, если это зрителю по вкусу, поскольку времена таковы; … они могут выдать и полный набор леденящих кровь сюжетов, и даже разыграть оргию, в которой, по желанию, и сам зритель сможет принять участие за дополнительную плату. С бисами. Чего не сделаешь за деньги; … полный ассортимент услуг от актёров-трагиков, специализирующихся на убийствах, мелодрамах, интригах, философии и разврате; … Ну, мы можем вам выдать кровь и любовь без риторики или кровь и риторику без любви; но я не могу дать вам любовь и риторику без крови. Кровь обязательна…”
А вот здесь замечательно сказано: “… художника, немного утомившегося от прохождения этапов своей творческой эволюции, от вечно ускользающих миражей совершенства...”
Ваш кумир Актер, конечно же, талантливый профессионал в своем деле, имеющий богатый практический опыт и даже, возможно в молодости, имевший потенциал стать носителем чистых идеалов в культуре и искусстве. Однако, слабость его человеческой натуры и неполноценность личности не позволили победить суровую действительность. К тому же, ему вовремя не посчастливилось умереть в зените своей славы и пришлось доживать свой век, как придётся. Вывод очевиден: он полностью потерял себя, раздавлен и не знает, что и как делать. Но, по-прежнему твердо знает: зачем? Чтобы любым способом заработать деньги. Так пусть успокоится и забудет о творчестве. Пусть идет переучиваться и займется каким-то другим полезным делом, а не истерично скулит о вырождении искусства. Именно благодаря таким деятелям оно и обесценивается.
А вот это точно: “…и есть ощущение, что обитает он (Актер) не только где-то на страницах произведения, но явно и во многих из нас...”. Именно поэтому в нашей стране, да похоже и во всем мире, с каждым годом становится все больше поверхностно пишущих и все меньше вдумчиво читающих.
И с этим не согласен: “… Повозка с реквизитом и актёрами уже удаляется и тихо исчезает. А мы с вами по-прежнему остаёмся бродить в поисках публики. Видимо, так устроено искусство.” Так устроено не искусство, так устроен маркетинг по продвижению различных товаров и услуг.
Теперь немного по структуре эссе. Порой слишком кратко и обрывисто, но во всех разрозненных фрагментах достаточно емко и все яркие штрихи к месту. Кроме одного. Нормально ведь все шло: “… Каждая из обеих сторон пытается найти в диалоге свою правду, назначить свою цену. В итоге они приходят к согласию, и странники готовы внимать актёрам.” Однако, непонятно, к чему здесь вот это: “…Но внезапно действие переходит в другое измерение, и, ни то на сцене, ни то в реальной жизни, появляются Гамлет и Офелия.”?
Еще раз, спасибо за участие. Реально зацепило, хоть мы и по разные стороны баррикад.
Друзья, приглашаю принять участие в Чтениях на сайте Поэмбук. Вот ссылка https://poembook.ru/contest/1314-literatura-v-litsakh-%7Cliteraturnyj-zhanr--esse%7C