Согласно последним статистическим данным, роботы стали более распространенными в нашей повседневной жизни. В недалеком будущем роботы будут активно сотрудничать с людьми в решении конкретных повседневных задач, таких как, например, управление повседневной деятельностью, содействие социальной интеграции и предложение здоровой жизнедеятельности.
Поскольку социальные роботы должны тесно сотрудничать с людьми, ожидается, что они будут взаимодействовать и общаться с ними, воплощая в себе человеческое социальное поведение и правила, и будут иметь высокий уровень приемлемости в предоставлении полезных и эффективных услуг. В этом контексте способность понимать и признавать человеческие эмоции и намерения играет основополагающую роль в разработке приемлемых роботизированных решений.
Фактически, эмоции являются важнейшими элементами нашей жизни, облегчая взаимодействие между организмом и окружающей средой. При взаимодействии двух или более людей они используют вербальные и невербальные сигналы, такие как язык тела, осанка, жест, взгляд, а также могут привнести психологические аспекты, которые могут зависеть от мысли, культуры и социального происхождения.
Социальная робототехника - это растущая отрасль робототехники, в которой сходятся не только технические дисциплины, но и психология и социология. Важность социальной робототехники в проектировании и развитии способностей роботов к физическому, эмоциональному, социальному и безопасному взаимодействию с людьми до сих пор в целом была недостаточно изучена. Социальная робототехника расширяет эту концепцию, ведя к неразведанной области взаимодействия человека и роботов (ВЧР или HRI).
Робот может изменить свое поведение в соответствии с юмором пользователя, или даже больше, выразить связанные эмоции, что приводит к увеличению синергии с владельцем в сотрудничестве. В этом смысле, позволяя роботам чувствовать и моделировать эмоции, они улучшат свою производительность в широком спектре приложений взаимодействия человека и робота. Следовательно, с такими улучшенными возможностями HRI роботы не будут восприниматься как холодные обезличенные существа и получат звание социальных роботов. При таком подходе робот будет взаимодействовать и общаться с людьми или другими автономными физическими агентами посредством социального поведения и правил.
Другими важными аспектами, которые будут влиять на принятие и использование роботизированных решений, являются внешний вид и свойства воплощения. Социальный робот не обязательно должен быть гуманоидом. Специалисты из Калифорнийского южного университета, проведя статистические эксперименты, основанные на теории эффекта зловещей долины, показали, что слишком человечное появление роботов с большей вероятностью может нервировать людей. Это также сильно зависит от культурных факторов людей, возраста и пола.
Благодаря их постепенному вовлечению в общественную жизнь и расширению технических возможностей, страх перед ними постепенно исчезнет, и даже гуманоиды будут приняты в обществе. Текущие исследования по этой теме позволили оценить соответствующие термины для измерения комфорта людей при взаимодействии с роботами. Однако некоторые человеческие элементы должны присутствовать в самых первых прототипах. Это было отмечено Дональдом Норманом, который считал, что объектная инженерия должна быть понятной для пользователей.
Это, безусловно, связано с концепцией дизайна, ориентированного на человека. Первым элементом, который также может быть основным вектором взаимодействия между роботами и человеком, является человеческая голова. Благодаря этому человек более естественно убеждался бы передать свои мысли к роботу, и, наоборот, робот мог бы использовать их для выражения своего внутреннего состояния человеку.
Однако достижение таких результатов по-прежнему сопряжено с многочисленными и амбициозными задачами. Первый важный вопрос касается условий, необходимых для того, чтобы робот мог чувствовать эмоциональное состояние людей. Во-вторых, существует проблема моделирования взаимодействия человека и робота не только на тактильном уровне, но и на эмоциональном. Простой мотивацией является отсутствие правильного определения эмоций. Кроме того, поскольку социальная робототехника включает различные дисциплины, такие как информатика и искусственный интеллект, а также психология и когнитология, не существует единой методологии для исследований.
Наконец, фундаментальным является несколько вопросов:
Как робот, достигнув этого знания, должен использовать его для улучшения отношений с людьми? Должна ли она резонировать с душевным состоянием владельца или, например, пытаться избавить его от негативного состояния? Должен ли робот использовать эти знания только для того, чтобы вызвать эмоции, или же его поведение должно быть изменено как следствие?