Найти в Дзене
Архистория

Сложная палитра Немецкой слободы

Даже при очень бурном воображении школу в этом сооружении узнает не каждый. Конечно для подрастающих гениев сегодня строят и не такие дворцы, только бы пробудить интерес к знаниям. Но в данном случае проект не новый, за ним хоть и небольшая, а всё же дореволюционная история. В ней, быть может, даже скрыты корни того, почему именно в этих стенах разместилась одно из самых известных художественных учреждений столицы.

Немецкая слобода обозначала когда-то место компактного проживания московских немцев. И этот дом в переулке Гороховском, 17 вполне красноречиво кивает на происхождение. Стрельчатые башенки, строгий кирпичный орнамент, арочный изгиб окон... Вся совокупность деталей наводит на мысль о том, что это не простое чудачество, а самое что ни на есть проявление культурного кода. Действительно строили его под приют по заказу Евангелического попечительства о бедных женщинах и детях. Над проектом потрудился Максимилиан Геппенер. Архитектурное образование он получал в Политехникуме Карлсруэ. Школа и сила традиции налицо. Это заметно и по другим его работам. Достаточно вспомнить здание сокольнического полицейского дома, больше известного как пожарная каланча в Сокольниках.

-2

Но в Гороховом переулке всё проявилось намного ярче, порыв авторской фантазии сдерживали лишь запросы и сам характер богоугодного заведения. Получилась такая ребяческая мечта в бюджетном исполнении. Дети от 2 до 8 лет хоть и спасались здесь от нищеты и убогости, но жили всё-таки по довольно строгому распорядку: сон-учеба-питание.

-3

В том, что в 1999 году в здании разместилась школа Сергея Андрияки, как ни странно, может быть прямая связь с ранней историей здания. Генеалогическое древо известного художника, судя по всему, берет начало от тех московских немцев, которые обустраивали столицу еще в 19 веке. По крайней мере, по материнской линии он тоже относится к их числу.

-4

Но это предположение, слишком уж заманчиво установить родство преодолев наслоения времени. Правда, нельзя обойти вниманием и менее романтичные страницы в истории Немецкой слободы.

В 1914 году с началом Первой мировой войны именно её жители стали главной мишенью для пещерных патриотов, которые бросились громить и уничтожать всё немецкое. Многие домовладельцы и просто горожане тогда сильно пострадали. Но Приют эти погромы обошли стороной. Власть для своих самых преданных и бездумных почитателей умела провести в нужном месте красную линию. Но это не значит, что забота о детях, осталась вне её компетенции. Нашлись "добрые люди", которые настоятельно потребовали проверить учреждение на предмет "воспитания детей в немецком духе". У автора просьбы было даже довольно громкое имя Прасковья Сергеевна Уварова, придворная статс-дама и ученый-археолог. Как тут не провести еще одну параллель с нынешней эпохой, когда патриотизм всё чаще и беззастенчивее становится прибежищем мерзавцев. Стукач ты по призванию или основной профессии это уже не важно.

-5

Кстати, проверку по этому ходатайству, в 1916 году всё-таки провели. Приют в результате закрыли. А новая история здания уже писалась без госпожи Уваровой, покинувшей Россию из-за разногласий с новой властью. В голодные 20-е годы здесь был Детский дом для питания, вопрос только кормили ли там так же как в приюте. Потом обживала эти стены организация с загадочным название Мособлпромсовет. Последним, кто хозяйничал перед заселением сюда школы Андрияки, были Московский областной художественный фонд и его мастерские.

Дорогие читатели, не стесняйтесь поддержать проект Архистория своими лайками и перепостами!

Подписывайтесь на нашу страницу!

Читайте лучшие материалы Архистории:

Дверь из усадьбы Моносзона

Эйфель без башни

Как псковская часовня победила "совок"