Найти тему
Project PHENOMiNALS

Феномен Билли Айлиш

В данной статье я постараюсь проанализировать, каким образом пятнадцатилетняя андеграунд-девчонка с синдромом Туррета за очень короткий промежуток времени превратилась в королеву мейнстрима, и почему мне это не нравится. Добро пожаловать.

Билли Айлиш
Билли Айлиш

29 марта 2019 года весь музыкальный мир был сотрясен появлением новой звезды. Дебютный альбом Билли Айлиш "When We All Fall Asleep Where Do We Go?" вышел, сразу же ворвался в чарты и плотно там обосновался. Главные хиты альбома bad guy и bury a friend и сейчас ежедневно можно услышать из каждого утюга. Так ли в действительности хороша Билли Айлиш? Что в ней особенного? Чем она привлекла такую огромную аудиторию? Вопросов очень много, давайте разбираться. Однако сначала я скажу вот что: массовая истерия по Билли могла начаться и раньше. Это мое максимально субъективное мнение. Постараюсь обьяснить почему.

Также сразу обозначу свое отношение к Билли Айлиш как к творцу. Мне она нравится. Мне нравятся ее тексты, мне нравится ее музыка и мне нравится ее вокальное мастерство, которое зачастую подвергается критике. Но мне НЕ нравится ее фан-сообщество и мне НЕ нравится ее статус поп-иконы нынешнего времени.

Обложка дебютного альбома
Обложка дебютного альбома

Итак, в далеком 2016 году пятнадцатилетняя на тот момент Билли Айлиш выкладывает на платформу SoundCloud свой первый хит Ocean Eyes. Вопросов нет, это действительно хит. В 2017 появляется мини-альбом Don't Smile at Me, который также выделяется из серой массы, и в котором наконец официально появляется Ocean Eyes.

Представим еще одного крайне важного участника этой истории. Финнеас О'Коннелл. Брат Билли Айлиш, ближайший друг и автор музыки.

Собственной персоной
Собственной персоной

Фактически, Финнеас принял чуть ли не большее участие в судьбе Билли, чем она сама. Будучи музыкантом, он сам стал вдохновением и примером подражания для исполнительницы и написал музыку для многих ее песен.

Теперь постараемся разобраться, чем хороша Билли Айлиш и в чем слабые стороны как ее образа, так и ее исполнительского умения. Да, здесь в первую очередь нужно говорить об образе. Девочка-пацанка, полноценный tomboy. Страдает синдромом Туррета и периодической депрессией, что осложняет ее жизнь. Живет дома с родителями, а один из хитов дебютного альбома iloveyou написала вместе с братом в своей спальне на кровати, не прибегая к помощи профессиональных студий. Носит мешковатую бесформенную одежду, а на концертах двигается так, что после них проводит много времени у врачей и проходит периоды реабилитации. Не очень похоже на стандартный портрет современной поп-принцессы, не так ли?

Обратимся к текстам. Bad guy. Вроде бы песня про отношения, да не совсем. Iloveyou. Про любовь? Несомненно, но не совсем. Bury a friend с повторяющимся рефреном, ставшим названием альбома when we all fall asleep where do we go?

Пару слов про клипы. Здесь тоже есть свои плюсы и минусы. Например, клип на bad guy откровенно бредовый, сделан будто специально для ротации на каком-нибудь прости Господи MTV, но со своими вкраплениями Билли. Например, головы в пакетах вместо рыбок. Будто Дэвид Линч и Майкл Бэй поженились и сделали ребенка, примерно так.

А вот клип на when the party's over я считаю великолепным. 400 миллионов просмотров между прочим, не шутки. Кинематографичность, одновременно своеобразная примитивность происходящего, и, конечно, Marilyn Manson vibes.

Теперь к музыке. Казалось бы, ничего особенного в ней нет. Bad guy целиком построена на довольно примитивном бите, который практически не меняется на протяжении всего трека. В данном отношении довольно примечательна песня when the party's over. Примечательна она тем, что в ней музыки вообще практически нет. Билли работает исключительно голосом. Кстати, хейтерам вокала Билли настоятельно рекомендую ознакомиться с ее исполнением песни when the party's over на шоу у Говарда Стерна.

Идем дальше. Слушателям всегда хочется себя ассоциировать с исполнителем, либо с лирическим героем. Песни Билли Айлиш слушают все, от тринадцатилетних школьниц до сорокалетних преуспевающих мужчин. Хочется ли им ассоциировать себя с ней, либо с созданными ей образами? Сложно сказать, но важен сам факт.

Хочется сказать несколько недобрых слов в адрес фан-сообщества Билли. Тяжесть и сложность адаптации к такого рода свалившейся славе очевидна, особенно если учесть, что Билли всего 17 лет. Во многом ее фанаты и фанатки мне кажутся неадекватными именно по уровню одержимости своим кумиром. Посмотрите любой лайв Билли, и вы не услышите ни одного слова из песен из-за диких воплей толпы. Посмотрите любое late night show с ее участием, и вы увидите, что она просто ничего не может по сути сказать из-за реакции зала. В этом отношении примечательно даже недавнее провальное интервью Ивана Урганта. Фан-сообщество - это отлично, глупо рассчитывать, что звезда уровня Билли Айлиш не будет привлекать к себе внимание, но все же нужно видеть разницу между образом и человеком.

-4

Наконец, выскажусь про путь Билли. В начале статьи я сказал, что мне не нравится ее нынешний статус поп-иконы и королевы мейнстрима. Это действительно так. Мир шоу-бизнеса в настоящее время меняется. Слушателям приедается одно и то же, поэтому в почете сейчас смелость и оригинальность. Билли могла взлететь еще в 2016 с Ocean Eyes. Она этого не сделала (до нынешних масштабов) из-за того, что тогда подобная музыка считалась конкретным андеграундом. Девочка, шепчущая в микрофон под еле слышный бит? Нет, спасибо, сие не для нас. Сейчас, в 2019 Билли делает ровно то же самое, и это воспринимается абсолютно по-другому. Рад бы сказать, что и восприятие меняется, но не могу. Достаточно заглянуть в тренды Apple Music или на YouTube, например.

Сейчас хочется отойти немного в сторону и сказать несколько общих слов о феномене, упомянутом выше. Как случилось, что то, что еще несколько лет назад считалось андеграундом, нишевым творчеством, даже "элитарной культурой", хоть мне и не нравится это выражение, сейчас становится мейнстримом, а стремящиеся выделиться из общей массы исполнители и авторы попадают в такую же серую массу? Одна из основных причин очевидна: слушатели, зрители, читатели, то есть мы с вами, пресыщены ординарностью. Популярная культура на всем пути своего развития развивалась довольно циклично, то, что происходит сейчас, случалось уже и в 60-е годы, и в 80-е, когда на музыкальную арену последовательно врывались то рок-н-ролл, то диско, а в сфере кинопроизводства слово "артхаус" перестало считаться нецензурным.

Сейчас выделиться хотят не только авторы, выделиться хотят и потребители. Хорошо это или плохо, каждый решает сам для себя, мы никому не навязываем свое мнение. Все хорошо в меру. Если сложившаяся в современной культуре ситуация с мейнстримом и нишевыми вещами позволяет рождаться таким исполнителям, как Билли Айлиш - мы обеими руками за, все просто. Проблема лишь в том, что на каждый такой плюс есть и свой минус.

Солдауты за день на концерты, использование песен в трейлерах голливудских песен - можно ли представить исполнителя менее подходящего для всего этого, чем Билли Айлиш? В какой-то момент я бы однозначно сказал "нет", а сейчас со стопроцентной уверенностью говорю "да!". Вот только хорошо ли это? Сомневаюсь. Было ли бы лучше, если бы Билли так и осталась исполнителем "не для всех" и ее бы слушали те, кому действительно интересна подобная музыка, а не просто по наитию толпы? Уже сложнее сказать. Факт, что впереди у Билли явно блестящая карьера, и мы будем за ней наблюдать. Всем спасибо за внимание, и все таки, when we all fall asleep where do we go? Подумайте об этом.

Кстати, маленький UPD. Новый трек Билли everything i wanted, вышедший ВОТ ПРЯМО НА ДНЯХ, в мгновение ока взлетел на первые места всех основных топ-чартов. Нужны еще какие-то доказательства?

Маленький UPD №2. Если не видели, обязательно посмотрите этот кусочек гениальности. Такаши Мураками будто рожден специально, чтобы делать анимационные клипы на подобные песни.

Небольшой тизер продолжения - кажется, мы не до конца развили тему развития и функционирования культурных феноменов. Поэтому stay tuned, PHENOMiNALS Project is on!