Где живут книги? Какой простой вопрос, скажете вы. Конечно же, на книжной полке! А если в доме не принято хранить много книжек, да и негде особо? А из всей продукции с переплетом имеются только папины руководства по компьютеру для «чайников» да мамины кулинарные энциклопедии. Сходите в библиотеку с детьми! Вот, где залежи книжек, читать вам – не перечитать. Знакомство с детской литературой в «обители слова» может стать толчком к появлению в вашей семье маленького знайки.
Книга – это маленькая Вселенная.
Когда-то в нашем далеком школьном детстве и юношестве задавали нам солидный списочек для чтения на каникулах. Помните? «Прочитайте летом, ребята, из школьной и внешкольной программы…» Штук двадцать-тридцать наименований, записанных в конце дневника торопливым почерком. Да, было дело. И ведь мы читали! Некоторые запоем даже, например, Джека Лондона.
Для дошколят – все это в будущем. Мы и не призываем вас идти в библиотеку прямо сегодня с трехлетними карапузами. Нет, не торопитесь. Сначала вы будете много читать детям вслух, забавлять потешками и песенками, рассказывать сказки перед сном. Потребуется время сформировать у маленького человека понятие о родном языке и о книге. Малышу важно открыть для себя секрет, что книга – это неиссякаемый источник воображения и знаний обо всем, что есть на свете. А потом уже нетрудно будет подвести ребенка к вопросу, где же живут самые интересные книги. Вы сами почувствуете тот идеальный возраст вашего малыша, когда требовательно зазвенит звоночек, и внутренний голос подскажет вам: «Собирайтесь, настал день идти в библиотеку с детьми».
Что дает ребенку посещение библиотеки?
В двадцатом веке тут и там твердили, что глобальное развитие телевидения вытеснит театр, что с появлением компьютеров люди перестанут читать настоящие книги, не электронные. На дворе у нас 2013-й, и библиотеки живы-живехоньки. Пусть не процветают, зато среди библиотекарей нет случайных людей. Там продолжают работать те, кто самоотверженно любят свое дело и кто верят, что молодому поколению книги были, есть и будут нужны в любые времена.
На мой взгляд, есть два места, откуда ребенка дошкольного возраста можно «извлечь» с трудом – это магазин с игрушками и библиотека. Вероятно, по силе оказанного впечатления – и там, и там на полках все такое красочное, и так хочется со всем поскорее «перезнакомиться». И очень важно, чтобы первое знакомство малышей с мировой литературой произошло именно под руководством близкого человека, мамы или папы, бабушки или дедушки, которые обожают читать книги. Теперь мы, взрослые, хорошо знает цену книгам. К сожалению, детская литература давно стоит в числе дорогих покупок, поэтому записать ребенка в библиотеку – прекрасная альтернатива «доступа к телу», то есть отличный способ найти книги, которые вы хотите прочитать, но не имеете возможности приобрести.
Первое посещение библиотеки, наверное, даже можно сравнить с первым посещением храма. Вы же объясняли малышу, что в храме не принято вести себя шумно, громко смеяться, бегать и трогать разные предметы? Точно так же должно случиться перед культурным походом в детскую библиотеку. В беседе затроньте такие вопросы.
1) Библиотека – это не просто книгохранилище, это дом книг.
Для удобства придумали, чтобы все книги были рассортированы по тематическим полочкам с закладками-буквами. Благодаря этой закладке в библиотеке абсолютный порядок, и у каждой книжки есть свое жилище. И всегда просто найти любую книгу, которая нужна.
2) Работников библиотеки называют библиотекарями, а посетителей – читателями.
При первом визите для постоянных читателей заводится формуляр – это такой личный документ с номером (его лучше запомнить). В него библиотекари записывают сведения о читателе и ведут данные о посещении библиотеки. С вопросами и просьбами (посоветовать книгу, помочь найти) нужно обращаться к библиотекарю.
3) Книги для чтения выдают под запись.
Для каждой (акцентируем внимание!) выбранной книги необходимо сделать запись в формуляре. Ребенок обязан подойти к библиотекарю, чтобы правильно оформить срок пользования и отметить на специальном листе, наклеенном на форзаце книги, дату возврата. Срок возможно продлить, если не успеваешь прочитать книгу.
Правила пользования библиотечными книгами.
Библиотечные книги предназначены для многократного чтения. Обязательно поясните ребенку, что хорошее состояние книги и срок ее преданной «службы» напрямую зависит от того, насколько аккуратно соблюдаешь правила поведения с книгой.
Эти правила просты – нужно:
- транспортировать книгу домой и обратно в библиотеку в пакете или в сумке, чтобы ее случайно не намочил дождь, чтобы не выкачать в придорожной пыли или в луже;
- обернуть книгу в обложку и не читать во время еды;
- перелистывать странички только за верхний правый уголок листа и не заворачивать уголки, чтобы обозначить самое интересное место;
- книгу не перегибать;
- в качестве закладки использовать именно закладку, а не карандаш, ручку или линейку;
- подремонтировать книгу, если случилось самому ее порвать по неосторожности, или по личной инициативе, если берешь читать ее уже «с травмой».
И еще: абсолютно недопустимо рисовать в книге и делать разные записи на страницах!
Чему учит посещение библиотеки?
У Максима Горького есть такие строки:
Любите книгу! Она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий. Она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.
Ребенок, который обожает чтение, любит и уважает книги, не вырастет «плохишом». Не откладывайте знакомство дошкольников с книгами! А положительные стороны регулярного посещения библиотеки вы заметите очень скоро. В их числе можно назвать:
Любовь к чтению. У каждого малыша есть любимый писатель, так ведь? Попробуйте поделиться с ребенком мыслью о том, как будет хорошо, если он посмотрит в библиотеке другие творения этого автора.
Развитие речи. Ребенок после прочтения хорошей книги захочет поделиться впечатлениями с вами, с друзьями, бабушкой-дедушкой и другими родственниками или воспитателем в садике. Чтобы он смог рассказать, что более всего понравилось, задавайте малышу наводящие вопросы. Например. Каких героев ты запомнил? Что было в начале истории, а что – в конце? О чем бы ты сам написал продолжение книги?
Организованность. Согласитесь, следить за сроком возврата книги, ой, как непросто! Установите вместе с ребенком жесткое правило по этому пункту, хотя бы под предлогом того, что книгу ищут и ждут другие ребята. Можно, например, завести специальный блокнот (учетный журнал) принесенных из библиотеки книжек, в который записывать даты.
Бережное отношение к книгам. Очень важно, чтобы ваш малыш стал ответственным читателем! Аккуратность в обращении с книгой – это также и аккуратность с другими личными и чужими вещами, это полезное качество.
Ну, что же? Удалось нам убедить вас отправиться в библиотеку с детьми? Если да, тогда срочным образом разыщите ближайшую к вашему дому библиотеку и разузнайте, как записать ребенка. Уверяем вас, что время, проведенное в этой обители слова, не будет потерянным, а у вас и у вашего дошколенка останется море впечатлений и захочется стать завсегдатаями!