Я пишу о людях, чей образ запечатлен в искусстве. Эта статья - про римского императора Клавдия, ставшего таковым без всякого на то желания и, по сути, совершенно случайно. Это был человек, которого многие считали вообще слабым на голову, потому что он вместо власти стремился к тихой кабинетной работе, а вместо занятий войной предпочитал исследовать особенности этрусского языка и историю этого народа.
Да, странный был человек.
На картине Лоуренса Альма-Тадема показан тот драматичный момент, когда заговорщики во главе с Кассием Хореей только что убили императора Калигулу, после чего искали Клавдия и нашли его забившимся в какой-то угол за занавеску. Клавдий, ни сном, ни духом никогда не примерявший на себя тогу императора, был стопроцентно уверен, что его, дядю Калигулы, ищут, чтобы предать смерти. Поэтому на картине он стоит на коленях и умоляюще воздевает руки, в последней надежде на милость со стороны преторианцев.
Но вооруженные заговорщики отнюдь не хотели лишать его жизни. Наоборот - они искали его, чтобы провозгласить императором.
Эта же тема отражена в картине Чарльза Лебайла. Здесь Клавдий показан совсем седым (ему было 50 лет), что ближе к истине. Преторианец держит его за руку и кричит "Аве цезарь!", и интересно смотреть на лицо Клавдия, прижавшегося к стенке. Испуг еще не совсем оставил его, но в глазах появляется какое-то новое выражение.
Итак, Клавдий стал императором совершенно неожиданно для себя, лишь потому, что преторианцы так решили. Он казался им, вероятно, совершенно безобидным. К тому же Клавдий оказался ближайшим родственником Калигулы по мужской линии, и его восшествие на трон было легитимным. Но в Сенате были дебаты - некоторые сенаторы хотели провозгласить республику. Однако преторианцы отстояли Клавдия как императора, за что он им обещал дать 15 тысяч сестерциев.
С детства Клавдий поражал всех своими странностями. Он интересовался историей, много читал и начал еще подростком писать исторические труды. При этом Клавдия нельзя было назвать книжным мальчиком. В атмосфере дикого разврата и жестоких забав, в которой жила тогдашняя римская знать, он не мог не впитать в себя подобные нравы. Так что азартные игры (он обожал игру в кости), пьянство и разврат были ему знакомы с детства.
Клавдий пережил трех императоров - Августа, Тиберия и Калигулу, стараясь держаться от них подальше, хотя они его приближали к себе. Калигула, например, держал Клавдия рядом как объект для издевательств. Его считали дурачком, но, глядя из сегодняшнего дня, он скорее кажется очень даже себе на уме.
Будучи членом императорской семьи, Клавдий избирался на высокие должности, но к власти не стремился. Его личная жизнь была типичной для той эпохи. Его женили на разных женщинах в политических интересах. Самая драматичная его женитьба была на знаменитой развратнице Мессалине, которую он, в конечном счете, казнил (о ней я напишу отдельно).
Неожиданно став императором, Клавдий вдруг проявил себя отнюдь не мягкотелым дурачком. Первым делом он казнил руководителей заговора. Затем освободил и реабилитировал тех, кто пострадал при Калигуле. Отменил все его указы (а они были реально идиотскими).
Далее за короткое время он так реорганизовал властную структуру, что сосредоточил власть в своих руках. При этом отказался от титулов, включая титул императора. Всех сенаторов, недовольных централизацией власти, он казнил.
Во внешней политике Клавдий принял жесткую стратегию и решил расширять границы империи. Войны, которые он вел, были победоносны. Клавдий также реорганизовал судебную систему, так что рассмотрение дел ускорилось, и были разрешены конфликты, длившиеся годами.
Он также занимался хозяйственной деятельностью, что улучшило водное снабжение в империи, пути сообщения и т.д.
В общем, в качестве правителя империи Клавдий показал себя отнюдь не дурачком. И, я скажу, это был не худший император Рима в истории...
Почитайте еще на моем канале:
Первый исследователь Камчатки: что выявил в неизведанном ранее краю Степан Крашенинников
Женщина-математик, которая была возлюбленной и музой Вольтера
На канале мужа:
Удивительные фотографии Барбары Коул: эти девушки как будто написаны кистью художника