Найти тему
Robby Fox

Как гаджеты превращают мозг ребенка в "маргарин"

Оглавление

Пусть "маргарин" в заголовке вас не смущает. Это всего лишь невинная метафора, которая обозначает рассредоточенность, проблемы с концентрацией внимания, снижение аналитических способностей и т.д.

Если вы уже пытались усмирить детскую истерику планшетом или мультфильмом, то знаете, что за ней последует другая, когда настанет время отбирать то, что вы дали. Почему так происходит, хотите узнать?

Клиповое мышление

По той же причине, по которой мы, видя много буковок в очередной статье ЯндексДзен, быстро пролистываем ее и перескакиваем на другую статью, где побольше картинок и текст разбит на коротенькие абзацы. ЭТО ПРОИСХОДИТ ПОТОМУ, ЧТО У НАС У ВСЕХ КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Спорить об этом можно хоть до хрипоты, но вот простое доказательство. Замечали за собой такое: стоит сесть за какой-нибудь медитативный фильм, как вдруг хочется спать...

Почему думать больно?

Нам ТРУДНО СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ, потому что наш мозг чрезвычайно СТИМУЛИРОВАН. Выделенное капслоком слово - это научный термин, который следует понимать в значении "РАСФОКУСИРОВАН". Окружающая нас действительность требует быстрого переключения внимания, быстрых реакций и многозадачности. Чтобы не вскипеть от этого непрерывного потока информации, мозг вынужден защищаться.

Проникнуть в нашу голову и захватить внимание стало не так-то просто. Информация вынуждена была получить свою клиповую форму. Все фильмы и сериалы, которые мы смотрим, стали делать ДЛЯ КЛИПОВОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ, коими мы с вами и являемся. Сцены и события быстро сменяют друг друга, чтобы сильно не напрягать мозг.

Почему без инстаграма скучно?

Непрерывное мельтешение сюжетов и бездумное листание ленты в инстаграм делают наше сознание обрывистым и фрагментарным, создают ощущение занятости. Мы находимся в ГИПЕРСТИМУЛИРОВАННОМ СОСТОЯНИИ. И стоит хоть немного снизить уровень стимуляции, как нам становится СКУЧНО. Мы не можем придумать, как себя развлечь и начинаем испытывать беспокойство. Мы жаждем отвлечения, жаждем новизны. Вместе с заполнением этой потребности происходит выброс дофамина. В итоге удовольствие от листания ленты в Инстаграм равно по силе удовольствию, испытываемому во время поедания пиццы. В таком же гиперстимулированном состоянии находятся наши дети.

Маргариновые мозги

Только в отличие от взрослого, ребенок (особенно маленький, до 6-7-ми лет) не понимает того, что происходит на экране. Сидя перед телевизором, ребенок не вникает в содержание и сюжеты, не понимает действий героев. Все, что он видит, - это яркие движущиеся пятна, которые так крепко держат его внимание, пока вы пытаетесь затолкать в него ложку каши.

К такой зрительной стимуляции ребенок быстро привыкает, а потом ищет ее повсюду. Ему уже все равно, куда смотреть. Лишь бы только шумело и мелькало перед глазами. Примерно также ребенок начинает воспринимать и окружающую действительность.

Что делает с ребенком стимуляция?

  • ребенок быстро отвлекается, лихорадочно стремится к смене впечатлений
  • рассеянное внимание мешает усвоению новых знаний, и как следствие, падает уровень успеваемости
  • ребенок не способен долго концентрироваться на чем-то, потому что любая информация не задерживается в голове и быстро сменяется новой
  • в результате снижается способность к анализу, поведение становится ситуативным
  • ребенок легко поддается чужому влиянию и манипуляциям, зависим от внешних воздействий и не в состоянии стремиться к кой-либо цели, в итоге образуется пустота внутри, которую хочется заполнить извне
  • у ребенка не развивается внутренняя речь, которая отвечает за мышление, воображение, переживания, резко снижается творческая активность
  • ребенку трудно воспринимать информацию на слух, удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, задавать правильные грамотные вопросы, поэтому ему просто не интересно скучно читать даже самые хорошие детские книжки

Как бороться со стимуляцией?

1. «Метод парадоксов». Дети с пассивным сознанием принимают все утверждения на веру. Попробуйте озвучить два взаимоисключающих утверждения, и ребенок задумается. Это упражнение искореняет потребительское отношение к информации и учит детей размышлять. Например, спросите ребенка, что было раньше яйцо или курица.

2. Читайте классиков - художественную литературу, научно-популярную и философскую. Книги тренируют умение анализировать. При чтении человек создает образы самостоятельно, при просмотре телевизора - его восприятием управляют.

3. Устраивайте себе разгрузочные дни. Вместо того, чтобы потреблять информацию, создавайте что-то. Рисуйте, пишите, вяжите, общайтесь, занимайтесь спортом и делайте что угодно, лишь бы ничего не читать. Мозг тоже хочет отдыхать.

Если вам понравилась эта статья, вам точно понравятся эти:

Перестаньте говорить ЭТО ребенку!

Почему не нужно быть отличником в школе?

Стереокартинки "взорвут" мозг сначала вам, потом ребенку

Как лично вы боретесь со стимуляцией? Разрешаете ли ребенку сидеть за планшетом и часами смотреть мультики? С нетерпением ждем ваших комментариев. Если статья была полезной, оцените ее лайком и не забудьте поделиться ею с друзьями. Подробнее о Robby Fox на сайте, а также в Instagram.