Жозефина Бейкер (родилась 3 июня 1906 г. - 12 апреля 1975 г.) - французская артистка американского происхождения, звезда эстрады, кино и песни.
Одна из самых популярных звезд французского танцевального зала в 1920-1930-х годах, она стала одной из самых успешных и известных женщин во всей Европе, несмотря на постоянное расовое сопротивление в своей родной стране.
Она известна своим вкладом в Движение за гражданские права в Северной Америке и является источником вдохновения для поколений афроамериканских артисток.
Жозефина Бейкер родилась 3 июня 1906 года во Фреде Жозефин Макдональд в Сент-Луисе, штат Миссури, дочери Кэрри Макдональд. Личность ее отца обсуждается. Ее отец идентифицирован как барабанщик из водевиля Эдди Карсон по официальной биографии ее поместья, но Жан-Клод Бейкер, неофициально принятый сын Бейкера, предлагает иное:
(Жозефина Бейкер) отец был идентифицирован (в свидетельстве о рождении) просто как "Эду"... Я думаю, отец Жозефины был белым, как и ее семья, и я думаю (отец) заботился о Кэрри.
Истинное этническое происхождение Джозефины Бейкер неизвестно. Ее мать Кэрри была удочерена Ричардом и Эльвирой Макдональд в 1886 году в Литл-Роке, штат Арканзас, которые были бывшими рабами как афроамериканского, так и коренного населения.
Проживая жизнь бедной афроамериканской молодежью в Сент-Луисе, Бейкер работал на различных работах, занимался стиркой и присмотром за детьми для богатых белых семей. Но к 13 годам она уже уехала из дома и начала свою карьеру в сфере развлечений в водевиле, гастролируя по Америке с группой Jones Family Band и Dixie Steppers. В августе 1922 года она присоединилась к путешествующей постановке первого успешного афроамериканского мюзикла "Шаффл вдоль". Первоначально считавшаяся слишком темнокожей, чтобы танцевать в хоре, она, тем не менее, научилась исполнять эту роль и была готова исполнить ее, когда одна из девушек не смогла выступить. Когда она наконец вышла на сцену последней девушкой в хоре, она не исполняла танцы прямо, а добавляла возмутительные преувеличенные движения и делала глупые лица. Ее сценическое поведение раздражало коллег, но вызывало восторг у публики, и она стала одной из главных розыгрышей шоу до конца его пробега. Ей выставили счет как "самой высокооплачиваемой хормейстерше в водевиле". Она наслаждалась дальнейшим успехом, выступая в клубе Плантации в Гарлеме, но именно во Франции она сделала свой прыжок к суперзвезде.
Успех во Франции
В 1925 году Бейкер отправился в Париж, чтобы выступить в качестве одного из актеров в новом спектакле "Негровое обозрение" в театре Елисейских полей, открывшемся 2 октября 1925 года. Ее выступление называлось "Танцевальный соус" ("Дикий танец"); одетая не более чем в юбку из перьев, она исполнила дикий, чувственный и харизматичный номер с однозвездой Джо Алекс, отведав белое обаяние всему "примитивному" и африканскому, и представив новую идиому красоты во Франции:
"Два специфических элемента были установлены и остались незабываемыми - ее великолепное темное тело, новая модель, которая для французов впервые доказала, что черное было красиво, и острая реакция белой мужской публики в столице гедонизма всей Европы-Париже".
Жозефина была ночной сенсацией с помощью дизайнерской работы художника Пола Колина Бейкер был "увековечен как символ эпохи джаза". После успешного турне по Европе, она отказалась от контракта с La Revue Negre (вызвав первый из многих судебных процессов в долгой карьере Бейкера) и вернулась во Францию, чтобы сыграть главную роль в Folies Bergère, одетая в самый культовый костюм первых лет ее успеха: юбку из серии искусственных бананов и не более.
Слава и мировая известность
Мисс Жозефина Бейкер, популярная исполнительница сцены, поет Государственный гимн в качестве финала шоу, проходящего в Муниципальном театре, Оран, Алжир, N. Африка.
Через некоторое время она стала самой успешной американской артисткой, работающей во Франции, одной из самых фотографируемых женщин в мире, и заработала больше, чем любой другой артист в Европе, достигнув звезды и немыслимой в то время славы в расовом климате Соединенных Штатов.
Пол Колин помог ей познакомить с художественной и интеллектуальной элитой Парижа (включая Жоржа Сименона, Эрнеста Хемингуэя, Гертруду Штайн и Пабло Пикассо), с которыми она сразу же стала хитом.