В ходе саммита БРИКС 13-14 ноября Россия озвучила ориентиры, которых намерена придерживаться в период своего председательства в блоке, которое начнется с 1 января 2020 года. Среди них – «расширение внешнеполитической координации» стран-членов и собирание вокруг себя единомышленников для совместного решения глобальных проблем, пересмотр торгово-инвестиционной стратегии. Кроме того, на бразильском саммите Индия, Китай и Россия подписали соглашение о создании единой платежной системы, которая заменит контролируемую США систему SWIFT. О том, как в Бразилии оценивают итоги саммита и представленные Москвой векторы сотрудничества, корреспонденту «Евразия.Эксперт» рассказал доцент кафедры международной политики факультета международных отношений Университета Рио Де Жанейро Пауло Афонсо Веласко.
– На днях в Бразилии завершился саммит БРИКС. Как бы вы оценили его итоги? Какие направления необходимо развивать?
– Лидеры стран БРИКС еще раз выступили за открытые рынки и против протекционизма. Один из важных вопросов, который обсуждался на саммите БРИКС, – это борьба с международным бандитизмом. Бразилия стремится сотрудничать с другими странами по этому вопросу и заинтересована координировать свою деятельность со странами БРИКС в целях борьбы с отмыванием денег, торговлей наркотиками и человеческими органами. Другой важной сферой является сотрудничество в области науки, технологий. Бразилия намерена наладить развитие качественно новых связей со странами БРИКС по этим вопросам.
Еще одним значимым направлением сотрудничества для Бразилии является взаимодействие в области цифровой (электронной) экономики. Соглашение об этом было даже достигнуто в рамках ВТО. Цифровая или электронная экономика нацелена на будущее, и поэтому мы со своей стороны заинтересованы наладить сотрудничество и кооперацию с БРИКС по этому вопросу. Мы стремимся расширить наши связи и сотрудничество с банком развития БРИКС, который был основан буквально недавно. Существует также деловой форум БРИКС. Это своего рода совет бизнесменов. И целью Бразилии является расширение сотрудничества с ними, что приведет к расширению возможностей для финансирования программ развития.
– С какими новыми вызовами сталкиваются страны БРИКС сегодня?
– Несмотря на проводимые реформы, бразильская экономика все же не развивается в тех масштабах, в которых нам хотелось бы. Кроме того, существует очень много политических вопросов и проблем, которые требуют решения. У нашего президента больше нет политической партии, он создает новую. Он все больше сталкивается с усиливающейся парламентской оппозицией. Кроме того, буквально на днях мы столкнулись с угрозой захвата посольства Венесуэлы в Бразилии. Так что проблем более чем достаточно.
В рамках БРИКС существуют противоречия между Индией и Китаем. Если мы хотим добиться решения проблем в Венесуэле и Боливии, то нам следует наладить углубленное сотрудничество. Между странами все еще сохраняются различные взгляды на внутриполитические события в Венесуэле и Боливии. Единственным путем выхода из этой ситуации является наращивание диалога и сотрудничества. Это, конечно же, не то, чего можно добиться с легкостью.
– Агенство S&P Global Ratingsв в октябрьском обзоре отмечает, что в долгосрочных прогнозах Индия и Китай значительно превзойдут других членов БРИКС в темпах роста экономик, и потому объединение больше не имеет смысла. На ваш взгляд, может ли этот фактор повлиять на распад БРИКС в будущем?
– БРИКС – организация, созданная относительно недавно. Мы стремимся создать свое собственное рейтинговое агентство. Дело в том, что БРИКС хочет не ссылаться на рейтинги других агентств, а разработать свой собственный. Что касается Индии и Китая, то их рейтинги растут, чего не скажешь о Бразилии, России и Южной Африке. БРИКС ослабла, что связано с ослаблением самих стран-членов организации.
Несмотря на все сказанное, я считаю, что БРИКС будет и дальше продвигать своего рода новый миропорядок. Он будет продвигать вперед наши [стран-членов] идеи, наше видение по различным международным вопросам.
Это видение, естественно, отличается от позиций США и Евросоюза. БРИКС продолжает оставаться очень важным координационным центром в смысле стремления к установлению нового миропорядка. Мы реализовали уже целый ряд реформ в этой сфере. В то же время, вне рамок БРИКС показатели развития этих стран, конечно же, отличаются.
– На ваш взгляд, есть ли необходимость в расширении БРИКС?
– Я не думаю, что есть какая-то необходимость в расширении БРИКС. Мы и так имеем очень много полномочий. В БРИКС, как известно, входят 5 стран. Допустим, что Турция, Мексика и Нигерия создали организацию наподобие БРИКС. Не думаю, что она впоследствии войдет в состав БРИКС. Это будет независимая международная организация.
– Еще до саммита БРИКС стало известно, что Индия, Россия и Китай изучают альтернативу платежному механизму SWIFT. Таким образом они планируют обезопасить свои внешнеторговые операции от вмешательства США и зависимости от доллара. Что вы думает об этом?
– Россия развивает свою систему вооружений. Конечно же, в таком случае существует альтернативный механизм быстрой оплаты закупок. В последнее время мы видим, как Китай проявляет заинтересованность в российском вооружении и в ракетах дальнего и среднего радиуса действия. Кроме того, Китай осуществляет свою систему выплат CIPS. Россия и Китай серьезно намерены сотрудничать в этой сфере.
Что же касается Индии, то у нее с Россией тоже имеется нечто, что можно было назвать новой системой оплаты услуг по доставкам оружия. Индия тоже, как и Китай, заинтересована в вытеснении американского доллара при проведении выплат за российское вооружение. Очень важно то, что они больше не хотят быть зависимыми от американского доллара или от евро.
Эта [платежная] сеть отвечает интересам всех стран БРИКС, на основе и платформе которой также могут прекрасно сотрудничать эти страны. Она и станет альтернативой американской быстрой системы оплаты.
Здесь они [БРИКС] хотят создать баланс, тем более, в условиях постоянных санкций в отношении России со стороны США. В таких условиях это будет очень важно. И мне кажется, нам не следует сбрасывать со счетов вот эти отношения между Россией и Китаем и то, к какому альтернативному методу осуществления выплат стороны придут. За последние 4 года БРИКС разрабатывал свои собственные механизмы, и в ближайшем будущем мы сможем видеть инициированный блоком новый механизм оплат. Нам следует всего лишь следить за тем, как будут продвигаться и к какому результату приведут переговоры.
– Как сегодня развиваются российско-бразильские отношения на фоне усиливающейся конфронтации между Москвой и Вашингтоном?
– Я не думаю, что потепление и развитие отношений между США и Бразилией как-то повлияет на взаимоотношения между Бразилией и Россией. Это очень важный момент. Бразилия с самого начала своего членства в БРИКС объявляла о том, что намерена дальше одновременно с членством в БРИКС развивать отношения и с США.
Бразилия налаживает всестороннее сотрудничество с различными странами и различными международными организациями. Во внешней политике она придерживается курса, который приближает ее к США. С другой стороны, это может повлиять на отношения Бразилии с Китаем.
В то же время, в 2008 г. объем товарооборота между нашими странами вырос, достигнув более чем $8 млрд. Потом в Бразилии произошел кризис, который привел к уменьшению объема товарооборота до $4 млрд. В настоящее время ситуация немного улучшилась, достигнув $5-6 млрд. Кроме того, перед нами стоит задача повысить объем торговли и поставок мяса. Большую роль играют нефть и газ.
Следует углублять сотрудничество и в сфере обороны, поставок оружия. Оружие поставляется в Бразилию из России, но я не расцениваю ситуацию как хорошую. Еще многое предстоит сделать. Мы намерены расширить привлечение в Бразилию российских инвестиций, но для нынешнего бразильского правительства отношения с Россией не представляют такого значения, как представляли при правительстве Лулы да Силва и Дилмы Русеф.
– Как вы считаете, заинтересована ли Бразилия в сотрудничестве с Евразийским экономическим союзом? Возможно ли создание зоны свободной торговли между Бразилией и ЕАЭС?
– Правительство Бразилии думает над этими вопросами. Наша страна сотрудничает со многими зонами свободной торговли. Мы ратифицировали Европейское соглашение о свободной торговле. Мы сотрудничаем с Канадой, Сингапуром, Южной Кореей. На днях наш министр финансов заявил, что по вопросу зоны свободной торговли мы можем достичь соглашения с Китаем. Наша индустрия протестует против этого, полагая, что к тому времени уже потеряла много дивидендов, но министр финансов всерьез заинтересован в свободной торговле. И все же, как мне кажется, Россия и Евразийский экономический союз приоритетом для Бразилии не являются. По крайней мере, на сегодняшний день.