Найти в Дзене
Владимир Марочкин о музыке

Юрий Петерсон про Юрия Маликова

Продолжаю публикацию рассказов Юрия Леонидовича Петерсона...

- Существует такая присказка,- говорил Юрий Леонидович,- мужчина должен построить дом, посадить дерево и вырастить детей. Эти слова в полной мере относятся к Юрию Фёдоровичу Маликову. Он и дом построил, и детей прекрасных вырастил, не знаю, посадил ли он в своей жизни хоть одно деревце, но если говорить иносказательно, то он посадил и вырастил дерево традиций советских ВИА.

Есть люди, которых сделала жизнь. А Юрий Федорович сделал себя сам. Его отец – милиционер, мама – простая учительница, они дали ему первоначальный импульс, поскольку в семье были сильны увлечения музыкой, а дальше он всё делал самостоятельно. Он сам, благодаря своему труду и таланту, поступил сначала в музыкальное училище им. М.М. Ипполитова-Иванова, а затем – в консерваторию, потом получил приглашение на работу в Москонцерт, сам добился права поездки в Японию, откуда привез профессиональную аппаратуру, сам сделал и раскрутил свой ансамбль. И, видимо, оттого, что он всего добился своим трудом, обстановка в «Самоцветах» была очень демократичной и доброжелательной. Со стороны Маликова на нас не было никакого давления, мы всё делали сообща, все дружили, все старались.

Я помню, сколько усилий понадобилось Лёне Бергеру, чтобы убедить Слободкина пойти в сторону «Битлз» и сделать пластинку с песнями в «битловском» стиле. И ведь этот шаг был вполне оправданным, поскольку вслед за ним последовал мощный взрыв популярности «Весёлых ребят». А Юрия Фёдоровича Маликова ни в чем убеждать было не надо. Приносишь ему песню - он отвечает: «Давай сделаем!» И мы делали песню, ставили её в программу и смотрели, как она проходит у публики. Если идет – хорошо! Не идет – убираем из программы. Почему я некоторые песни пел по многу лет подряд? Потому что они были популярны у публики, и представить себе концерт «Самоцветов», например, без «Синицы» или «Снежинки», как позже концерт «Пламени» без «Снег кружится», было просто невозможно. Как выкинуть их из программы, если народ требует?!

Песню «Гой ты, Русь моя родная» я сочинил еще летом 1969 года, когда мы с «Весёлыми ребятами» были на гастролях в Одессе. Это была моя первая песня на стихи Сергея Есенина. Я вообще очень люблю есенинскую поэзию, в этом, наверное, проявились мои гены, ведь мой дед был другом Сергея Есенина. Я показал песню Слободкину, и у нас состоялся странный диалог.

- Стихи фиговые, – сказал Слободкин, прослушав песню.

- Паша, вообще-то это – Есенин.

- Да? Значит, музыка фиговая, - заключил Слободкин, и больше к этой песне мы никогда не возвращались.

А когда эту песню услышал Маликов, он тут же предложил вставить её в программу, и не ошибся: практически на каждом концерте публика требовала от нас исполнить «Гой ты, Русь моя родная». Я пел эту песню, когда «Самоцветы» выступали на стадионе «Динамо». В одном месте я сделал паузу, и тишина стояла такая, что я слышал, как трамваи по улице идут. Если бы комар по стадиону летел, я бы его тоже услышал.

А еще я убедил Юрия Федоровича, что на афише надо писать: «Ансамбль «Самоцветы» в составе…» В «Весёлых» было по-другому, там на афишах было напечатано: Павел Слободкин и ансамбль «Весёлые ребята». Состав объявляли в ходе концерта – и считалось, что этого достаточно. Отчасти это было связано с тем, что Павел Яковлевич не любил сольного пения, предпочитая групповое, хотя именно солисты - сначала я и Бергер, затем – Лерман, позднее – Буйнов и Глызин, – обеспечивали «Весёлым ребятам» постоянно высокий уровень популярности.

А в «Самоцветах» обезличка кончилась. Каждого из нас знали по именам, и одна часть публики приходила на меня, другая – на Дьяконова, третья – на Шачневу. Мы в свою очередь, выходя на сцену, каждым своим движением, каждой интонацией говорили публике: «Вы – наши, вы – любимые!» Однажды мы куда-то опоздали, и последний концерт у нас начался в час ночи! И всё равно в зале был полный ураган. А потому что для публики мы тоже были своими и любимыми! Характерная черта «Самоцветов» заключалась в том, что это был народный ансамбль, где любили каждого из нас. Мы этого добивались, и мы этого добились.

Что еще нужно сказать про Юрия Маликова? Он очень работоспособный человек, и встать в шесть часов утра и поехать по делам для него не является проблемой (а для меня, например, это – каторга). Он умеет улыбаться, умеет сходиться с людьми, умудряется не ссориться ни с кем, особенно из наделенных властными полномочиями, а для этого талант нужен. И даже то, что в наше время существует три ансамбля «Самоцветы» - Пресняковские «Самоцветы», Маликовские «Самоцветы» и «New Самоцветы» Инны Маликовой, его дочки - и все прекрасно уживаются друг с другом, цветут и радуют публику, в этом тоже проявились таланты Юрия Федоровича.

-2