Права человека переплетаются с археологией вокруг проделанной работы, материала, на котором она выполняется, материала, который она производит, работников, которые ее выполняют, и общин, среди которых она выполняется.
Они также переплетаются с невыполненной работой, не получающей должного внимания, невысказанными рассказами и людьми, которые находятся в маргинальном положении.
В той мере, в какой она генерирует научные данные, материалы культурного и социального характера, археология производит, сохраняет, развивает и распространяет объекты прав человека - науку и культуру - и вносит вклад в жизнь общин.
Поскольку они представляют собой акты участия и вклада в культурную жизнь общины, археологические раскопки сами по себе являются объектом претензий в области прав человека.
Кроме того, благодаря своему использованию в общинном развитии и социальном просвещении, а также в массовых раскопках и других уголовных расследованиях археология может служить инструментом для осуществления и обеспечения соблюдения прав человека.
В силу условий, в которых она практикуется, а также характера и использования ее продукции археология также связана с другими объектами прав человека и противопоставляется им.
Он может быть использован для расчистки территории и предъявления претензий.
Он может быть использован для консолидации структур власти и неравенства. Научная деятельность специалистов может нарушать культурную практику общин, а культурные убеждения могут мешать научному анализу.
Предоставление и разделение археологических работ может привести к эксплуатации или исключению специалистов по экономическим или политическим причинам, в то время как проведение археологических работ может поставить общины в неблагоприятное положение.
Таким образом, этическая археология требует чуткого реагирования на гражданские и политические, экологические, экономические, социальные и культурные условия, в которых она проводится.
В этой главе будут освещены исторические взаимосвязи между археологией и правами человека - использование археологии в борьбе за права и утверждение прав на археологию - а затем будут рассмотрены взаимосвязи между археологией и гражданскими и политическими, социальными, культурными и экономическими правами пострадавших людей.
Она будет сосредоточена на тех грязных ситуациях, когда доступ людей к их правам затруднен или затруднен.
Некоторые из ее примеров взяты из восточного Средиземноморья, отчасти из области исследований автора, но в значительной степени потому, что имеется такое большое количество открытых свидетельств нарушений прав как специалистов, так и общин, а также сопротивления этих специалистов и общин в этой области.
В заключение читатель получит общее представление об основных моментах этической и политической истории археологии, более глубокое понимание этических проблем, связанных с археологической практикой, и более широкие возможности для оценки и решения этических проблем, возникающих в различных обстоятельствах.
Права человека.
Права человека - это блага, на которые имеет право каждый человек в силу своей человечности, начиная с наиболее ощутимого права на питание и заканчивая наиболее нематериальным правом на свободу мысли. Первоначально они были провозглашены универсальными и неотъемлемыми, так как все люди обладали всеми правами.
Затем они были разделены на гражданские и политические права и экономические, социальные и культурные права, как они были определены в качестве приоритетных соответствующими капиталистическими и коммунистическими властями в период холодной войны.
Это разделение было усилено утверждением о том, что гражданские и политические права являются основными проблемами, которые должны быть реализованы в законодательстве, в то время как экономические, социальные и культурные права являются второстепенными проблемами, которые должны быть решены в рамках политики.
Таким образом, после окончания холодной войны они были подтверждены как неделимые, взаимозависимые и взаимосвязанные, поскольку все они необходимы для поддержания человеческого достоинства, и лишение одного права затрагивает доступ к другим, поэтому ко всем им необходимо относиться "одинаково".
Этот принцип был сформулирован более четко - "все права человека имеют равный статус и не могут быть помещены в иерархический порядок" - и недавно был подтвержден в контексте культурных прав.
Однако это прямо противоречит (или противоречит) мнению о том, что "право на жизнь... образует высшую ценность в иерархии прав человека". Если право на жизнь является наиболее фундаментальным правом, без которого не могут быть осуществлены никакие другие действия, то иерархия прав человека может определяться тем, насколько фундаментальным является право каждого человека действовать.
Эта иерархия будет развиваться от права на жизнь, без которого невозможны никакие действия.
К правам на адекватную воду и питание, без которых никакие действия не будут устойчивыми; к правам на адекватное медицинское обслуживание, жилье и физическую безопасность - или праву на физическое здоровье; к праву на свободу от дискриминации; к правам на свободу убеждений, свободу выражения и свободу участия в культурной жизни - или праву на психическое здоровье.
Каждый человек может отказаться от своих прав и обязанностей, но не от прав и обязанностей других.